Carl Zeiss Planar T* 1.4/50 ZE: отзыв о любимом объективе

Поделитесь с друзьями!

Мне давно следовало написать отзыв об объективе Carl Zeiss Planar T* 1.4/50 ZE. Это мой любимый объектив.

История

Когда я увлёкся фотографированием травинок и листочков, очень скоро осознал, как важно боке в этом жанре. Я много читал и выбрал объектив с самым выразительным на мой взгляд размытием заднего фона — Carl Zeiss Planar T* 1.4/50 ZE. За боке я предпочёл его именитому Canon EF 85mm f/1.2L II USM и Canon EF 50mm f/1.2L USM.

Я фотографировал на Canon EOS 5D mark II, не боялся отсутствия автофокуса и был открыт для экспериментов. К тому времени я уже освоил Sigma AF 50mm f/1.4 EX DG HSM, убедился, что в плане боке он мёртвый, но оставил его за автофокус и резкость.

Сейчас я использую его на Canon EOS-1D X Mark II.

Внешний вид

Carl Zeiss Planar T* 1.4/50 ZE небольшой, особенно если сравнить с полтинником Сигмы. По размеру примерно как Canon EF 50mm f/1.8 II, но по качеству сборки их никак нельзя сравнить. Кэнону должно быть стыдно, что он продаёт эти имитации объективов, а металлический Карл Цейсс меня переживёт.

Боке и ещё раз боке

Carl Zeiss Planar T* 1.4/50 ZE нужен не только из-за боке. Но именно размытие заднего фона у него получается лучше всего. А учитывая, что этот объектив хорош по всем параметрам, боке у него превосходное.

Carl Zeiss Planar T* 1.4/50 ZE размывает чешуйками, ровными, однородными по окрасу. Любой пестрый предмет, освещённый в достаточной мере, будет в зоне нерезкости превращён в сказку. Это так красиво, что я два года предпочитал фотографировать расфокусированным объективом. Я и сейчас так делаю.

Фокусировка, резкость

Фокусируется руками. Для меня Carl Zeiss Planar T* 1.4/50 ZE удобен и органичен. Заточен под ручную фокусировку, поэтому у него большой ход фокусировочного кольца. Это позволяет настроить фокус очень точно, а потом ещё подстроить.

Резкость уступает конкуренту от Sigma. Но её достаточно, резкость такая и должна быть. Немного жанров фотосъёмки, где требуется бритвенная резкость, особенно на f/1.4.

Цвет, контраст

Без нареканий. С цветом и контрастом у Carl Zeiss Planar T* 1.4/50 ZE полный порядок. Так корректно передавать цвет может только L-серия объективов Canon. Цейс делает это по умолчанию, не заостряя внимания. Все-таки, между Карл Цейс и Кэнон пропасть в 100 лет по технологиям. Близким по цветопередаче и микроконтрасту могу назвать Canon EF 85mm f/1.2L II USM.

Объём и воздух

Светосильный объектив нормального фокусного расстояния лучше других объективов передаёт объём. Такой эффект не во власти длинного фокуса, вроде Canon EF 135mm f/2L USM, который радикально отмывает задний фон, а предмет съёмки передаёт по правилу «глаз в фокусе, ухо размыто». Портреты на телеобъективы — издевательство над вкусом зрителя и вызов здравому смыслу.

50 мм осторожно и плавно уводят в зону нерезкости предметы и обстановку вокруг предмета съёмки, таким образом, имитируя картинку человеческого глаза. Когда на средней дистанции мы фокусируем взгляд на предмете, передний и задний планы не размываются в однородную кашу. Мы продолжаем видеть и осознавать их, но не так чётко. Человеческий глаз привык к такой «воздушной» объёмной картинке и 45-50 мм светосильного объектива максимально близки к ней.

Телевик «уплощает» картинку, делает её двумерной. Хороший пример — Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM: фотографии с него язык не поворачивается назвать объёмными.

Я знаю только один объектив, который ещё объёмнее — Canon EF 85mm f/1.2L II USM.

Фотоплёнка

В пленочной фотографии Carl Zeiss Planar T* 1.4/50 ZE открылся для меня с новой стороны. Плёнка — это цвет и полутона, это пластика и динамический диапазон. С этими вещами объектив справляется идеально. Я имею ввиду, что он лучше всё это передаёт, чем самые продвинутые линзы Кэнона. Его и почти больше ничего из своего парка оптики я накручиваю на Canon EOS 50. В результате я получаю не только цвет плёночной фотографии, но и «воздух» фотографий вековой давности.

Общее впечатление

Оптика Carl Zeiss — лучшее, что я пробовал за всю карьеру фотографа. Carl Zeiss Planar T* 1.4/50 ZE мой лучший объектив: исключительно творческий и в то же время универсальный. Old school: делать объективы не по назначению, а для фотографов. Этот объектив не может испортить фотографию, у него получится всё. Carl Zeiss Planar T* 1.4/50 ZE одинаково безупречно снимает портреты, предметы, пейзаж, стрит, архитектуру и всё, что ещё придется. Не знаю, что ещё добавить к этому.

Поделитесь с друзьями!

8 комментариев

  1. а Радожива не очень его хвалит , говорит rokkor 58/1.4 или Canon FD
    55/1.2 , лучше сабжа нп счет боке и самого рисунка

  2. Тоже приобрел этот объектив б/у на Canon 60D, не нарадуюсь. Не знаю почему, но их много б/ушных в продаже, купил на «юлле» за 17,500 р., и защитное стекло В+W в придачу. Думаю повезло мне!)) Спасибо за обзор!

  3. Полностью согласен с автором отзыва о всех составляющих объектива . За длительный период жизни через мои руки прошло очень много оптики от разных систем . Долгое время для меня неким эталоном была оптика фирмы Leica , но до тех пор , пока не «распробовал «Carl Zeiss . Этот объектив создан чтобы творить , радовать и воодушевлять фотографа на всевозможные эксперименты в фотографии . Причина по которой он часто в продаже — автофокусная оптика . Люди не всегда готовы трудится над процессом создания фотографии руками . Проще сделать много щелчков в автоматическом режиме . Быстро, практично и часто даже оправдано . Но этот объектив настроен на вдумчивую и спокойную работу , на получение удовольствие от процесса . На результат который всегда будет радовать . Автор статьи полностью раскрыл свое мнение от работы с этим прекрасным оптическим инструментом , мне трудно что либо добавить .

    1. Это удивительный объектив. Я развиваюсь, меню технику, жанры. А он всегда кстати. Сейчас увёл творчество на плёнку, Carl Zeiss снова в деле. Его цветопередача как нельзя кстати, а созерцательная неспешность плёнки гармонирует с мануальностью этой линзы.
      Спасибо вам, Юрий!
      P.S.
      Когда-нибудь у меня будет возможность сравнить его с Лейкой.

      1. Вот , в первую очередь для плёнки я его и приобрел , специально под него буду брать что то из техники Никон . Мой экземпляр имеет аббревиатуру ZF . Одно время у меня был Rolleiflex SL 35 с 50 1.4 это практически тоже Zeiss . Существуют также подобные планары от Zeiss для Contax/Yashica, цена на них ниже этого объектива . Думаю , это знают все , кто имеет интерес к этому бренду , но все таки рисунок , бокэ и общие впечатления разнятся . Кроме того количество лепестков диафрагмы и большой ход фокусированного кольца на данном , обсуждаемом объективе дает преимущество . Взаимно спасибо , за непредвзятые мысли о своем отношении к тому или иному предмету отзыва , обсуждения . Хороших снимков и удовольствия от этого вида творчества .

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *