Чего не понимают Canon и Nikon со своими полнокадровыми беззеркалками

Поделитесь с друзьями!

Кэнон и Никон синхронно отстрелялись новинками. Это беззеркальные фотоаппараты с полным кадром. Новинки в который раз продемонстрировали насколько производители фототехники далеки от своей аудитории.

Внимание! То, что вы прочитаете далее, не слишком сильно вяжется с тем, что я купил себе Canon EOS R. Но я действительно так думал в сентябре 2018-го. Более того, я продал Fujifilm X-T3, потому что Canon EOS R действительно хорош.

За полгода до анонса интернет пестрел «утечками». Новые беззеркалки заочно расхваливали, наделяя их всё новыми функциями и инновациями. Я с нетерпением ждал официальных подтверждений, потому что не скрывая ищу возможность разменять кирпич 1DX Mark II на что-то размером с Fuji Х-Pro1 и с таким же функционалом. У Sony это никак не получается, но они стараются. Canon и Nikon даже не пытались. Но настал их час и у меня были все основания ждать от лидеров фоторынка настоящего прорыва. Что ещё нужно для успеха? Два непримиримых конкурента, самые технологичные и богатые производители одновременно запускают одинаковый продукт и успех этого продукта зависит от его инновационности.

Я ждал, что полнокадровая беззеркалка Canon будет профессиональным инструментом и я готов был перейти с зеркалки на него.

На деле полнокадровые беззеркалки Никона и Кэнона оказались очередными игрушками для хипстеров. Ни у того, ни у другого не нашлось ни одной инновации, кроме принципиально новых байонетов, которые подразумевают новый парк оптики.

Canon и Nikon, по всей видимости, находятся в плену иллюзий в отношении того, как покупатели воспринимают этот маркетинговый цирк. А ведь ситуация для них плачевна. Почитайте комментарии к презентации Canon:

Почему фотоаппараты теряют рынок

Зеркальные фотоаппараты стремительно теряют рынок. Нарушено главное правило маркетинга: взамен ушедшим покупателям должны прийти новые. Олдскульные фотографы уходят по естественным причинам (это не всегда старость и смерть, это и банальное окончание карьеры). А молодежь не интересуется зеркалками, потому что есть смартфоны. В смартфоне не нужно учить матчасть и выбирать оптику. А самое главное: в автоматическом режиме смартфон фотографирует лучше, чем зеркалка.

Здесь я прошу привеженцев крупных матриц и жирных пикселов не напрягаться попусту и за чехлить перья, которые вы уже навострили для наставительных комментариев. Когда я говорю, что смартфон фотографирует лучше зеркалки, я имею ввиду 99% сюжетов, которые волнуют 99% людей. А именно — фотографии самих себя для социальных сетей. В повседневности и на отдыхе.

Ситуация для производителей фототехники удручающая: их продукция по внешнему виду, габаритам и результату на выходе похожа на старый аналоговый телефон с диском. И с этим продуктом они на полном серьёзе пытаются конкурировать с красивым, суперсовременным продуктом, который в кармане 24 часа в сутки! Полная нелепица. Кэнон и Никон сами себя лишили конкурентных преимуществ и сделали это самозабвенно.

В новых беззеркалках Кэнон и Никон сами себя лишили конкурентных преимуществ и сделали это самозабвенно.

Зеркальный фотоаппарат раскрывает потенциал с дорогой оптикой, правильными настройками, в неперевариваемом RAW и кропотливой «проявкой» в редакторе. Только потом результат можно опубликовать. На всё про всё может уйти несколько часов. Смартфон выдаёт аналогичную картинку за 0,09 секунды. И её тут же можно опубликовать в социальных сетях. А 99% (это неточно) создаваемых в XXI веке фотографий делают для социальных сетей.

Фотоаппараты в наше время — удел фанатов и узких профессионалов. Которые находят прелесть в самом процессе, а результат — лишь часть дела. Эти маргиналы — извращенцы в хорошем смысле слова (я и сам такой), прежде всего своей немногочисленностью. И вот Кэнон и Никон выпускают новые беззеркальные фотоаппараты, в которых всё по старому, а функции специально занижены, чтобы покупатели зеркалок не перешли на беззеркальные системы! Что это? Жадность? Недальновидность? Маркетинговая слепота?

Во времена, когда твой основной продукт теряет рынок, компании нужно срочно выводить новый продукт. Который будет сильнее, чем старый. Потому что если ты сам не убьёшь свой старый продукт своим новым, это за тебя сделают конкуренты. Производители фототехники наивно полагают, что конкурируют только друг с другом. На самом деле, их конкуренты — производители смартфонов. Новые фотоаппараты (или что там ещё) Кэнон и Никон должны быть круче смарфонов (или хотя бы приближаться к ним) по базисным потребительским свойствам.

Уважаемый читатель, я должен объяснить фразу про конкуренцию фотоаппаратов и смартфонов. Разумеется, фотографы предпочитают фотоаппараты. Производители фотоаппаратов не потеряют профессиональных фотографов. Но они потеряли любителей. У которых ещё совсем недавно не было другой возможности сохранять трогательные моменты своей драгоценной жизни никак, кроме как на фотоаппараты. Точно так же, как не было другого инструмента у наших родителей, кроме плёночных фотоаппаратов. Теперь любителям фотоаппараты не нужны. Есть более удобное устройство, которое всегда при себе.

У смартфонов три главных козыря:

  1. Разумный размер.
  2. Умный алгоритм автоматической съёмки.
  3. Оперативность публикации фотографий в социальные сети.

Разумный размер фотоаппарата можно реализовать только в беззеркальной схеме. Тут Кэнон и Никон чувствуют тренд (хотя и запоздали на 5 лет по сравнению с Sony). Но почему же их фотоаппараты остаются такими громоздкими даже без зеркала? Так смартфоны не победить. Они говорят про удобный хват и эргономику. Но ведь живут же смарфтоны без рукоятки и батарейного блока? Рукоятка нужна для того, что компенсировать дисбаланс между облегчённой тушкой и «взрослыми» объективами. Так уменьшайте объективы! Есть объективы-блинчики по 15-20 мм толщины. На выходе — отличная картинка в 40 мм, автофокус. Зачем на беззеркалки ставить полутора килограммовые L-ки? Что вообще у производителя в голове? Тут никакой рукояткой не поможешь, поэтому профессионалы и жалуются в первую очередь на плохую балансировку беззеркального фотоаппарата с объективом.

Про видео — отдельная песня! Новые беззеркалки Кэнон и Никон выдают 4K максимум на 30 кадрах в секунду. Почему? А их зеркальные собратья давят 60 кадров. Т.е., реализовать могут, но специально не сделали) Все проблемы от слабости процессора.

Смартфоны выигрывают во всём, что касается алгоритмов обработки изображения. Выигрывают настолько мощно, что на равных конкурируют с полным кадром своими микроскопическими матрицами! Позор фотопроизводителей.

Оперативность публикации фотографий — оценка 0! Максимум, что может предложить фотоаппарат — Wi-Fi для передачи на другое устройство. Да и то не везде.

Новый рынок фототехники

По факту произодителям фототехники нужно формировать новый рынок. Как брадобреи придумали себе рынок барбершопов, так Кэнону и Никону нужно превратить фотоаппарат в модный аксессуар.

Разумеется, никто не станет носить на вечеринки «пятак» с L-объективом. А вот красивую Leica будут. Потому что Лейка смогла сделать небольшое дизайнерское устройство с полным кадром и легким профессиональным объективом. А Сони, Кэнон и Никон либо не могут, либо не хотят.

Вместо того, чтобы переманить профессионалов на беззеркалки, они занизили потребительские свойства беззеркалок и у меня назревает справедливый вопрос: для кого они вообще их делают? Ведь профи всегда выбирают бескомпромиссный вариант — сейчас это топовые зеркальные фотоаппараты. Но профи — это капля в море на рынке фототехники. Львиная доля прибыли идёт от простых пользователей. Которым стали не нужны зеркалки, а в беззеркальных системах нет ничего привлекательного на фоне Айфонов.

Есть и ещё одна движущая сила, о которой Кэнон и Никон напрочь забыли. Это — стадный инстинкт. Почему зеркалки снискали такую популярность среди обывателей 10 лет назад? Потому что они видели, что зеркалками фотографируют профессионалы, видели безупречный результат и полагали, что покупка зеркалки автоматически улучшит их фотографии. Но чуда не происходило: без труда и знаний зеркальная камера шедевров не выдавала. Прошло совсем немного времени и этот тренд на зеркалку в семье сошёл на нет. Ведь зеркалка не делает из тебя фотографа фактом владения.

Пересадив профессионалов на качественные беззеркальные системы, Кэнон и Никон могут возродить этот прибыльный для себя тренд. Правда, беззеркалки тогда придётся сделать качественно сильнее, чем зеркалки и собственными руками похоронить зеркальный рынок. Если не сделать этого самостоятельно, придут другие компании и сделают это за вас.

Знаете, кто лучше всех в Мире хоронит свои старые продукты и взамен даёт новые? Это Gillette. Их новая бритва всегда лучше их старой и они в рекламе бьют самих себя, чтобы убить старую бритву (гель, пену) и переключить покупателей на новую. Тактика настолько успешна, что Gillette принадлежит 40-50% рынка бритвенных принадлежностей!

Пересадить профессионалов на беззеркалки и привлечь внимание любителей к беззеркальным системам. Вот что нужно делать Кэнону и Никону. При этом не стоит повторять прежних ошибок и заставлять пользователей учить матчасть. Беззеркалка должна выдавать безупречную картинку в автоматическом режиме за счёт умных алгоритмов. Как iPhone.

Компактный модный аксессуар, который хорошо фотографирует без усилий со стороны фотографа и  оперативно публикует фотографии (хотя бы передаёт).

Компактный модный аксессуар, который хорошо фотографирует без усилий со стороны фотографа и  оперативно публикует фотографии (хотя бы передаёт). При этом — бескомпромиссный профессиональный инструменты для специалистов. Вот какой должна быть беззеркалка от Canon и Nikon. Таковы ли новые беззеркалки Кэнона и Никона? Нет. На деле — это усечённые версии полупрофессиональных зеркалок, почти такие же по величине и весу, да ещё и с новыми объективами, которые нужно покупать отдельно.

Новые беззеркалки Canon и Nikon — половое бессилие.

Поделитесь с друзьями!

29 комментариев

  1. Не знаю как насчет беззеркалок, но зеркалок кругом по визуальным ощущениям в Москве с каждым годом становится всё больше (в парках всё чаще встречаю людей, гуляющих с зеркалками. При том что со смартфоном-то гулять удобнее). Смартфоны смартфонами, но тот же самый инстаграм, как я считаю, помимо всего прочего порождает желание людей стремиться к лучшему. Те, кому не важно качество фотографий, а важно просто показать мир своими глазами (или селфи себя) будут для фотографирования пользоваться смартфоном. Ну а те же, кто хочет показывать именно качественную картинку (и тут подключаются очень активные и растущие в количестве с каждым годом мини-предпрениматели: все эти продавцы фенечек, брошек, самодельных украшений, мягких авторских игрушек, кулинарии, блогеры по части еды и всего остального, дизайнеры футболок, парикмахеры и визажисты, ну и, конечно, собратья-фотографы (вольные и зависимые)).
    Конечно, можно фотографировать всё и на смартфон, но по сравнению с качественной съёмкой на зеркалку фотки всё равно будут проигрывать. А так как каждый стремится обойти (либо хотя бы не быть хуже) конкурентов, коих в таком мини-бизнесе огромное количество, вопрос о приобретении зеркалки будет стоять очень остро.
    Поэтому (опять же, по моим объективным ощущениям) зеркалки вовсе не планируют в ближайшее время уходить в прошлое и пасовать перед телефонами, даже несмотря на все минусы по части «мозго»в и оперативности (удобства) получения конечного изображения.
    К слову сказать, даже по количеству народа в ближайшем фотомагазине-
    последний раз когда там был, поток посетителей был даже выше чем обычно)

    1. В Волгограде зеркалок стало сильно меньше, чем ещё 5 лет назад. Беззеркалки не появились. Да я и сам почти перестал таскать фотоаппарат, телефон снимает не хуже.

  2. Автор, позволю себе не согласиться. Ниша зеркалок и системных камер, которые позволяют использовать все великолепное разнообразие мануальной оптики никогда — причем от слова совсем — не уйдет в небытие. Со смартфонами пусть соревнуются смартфоны. А если вы с этим не согласны — то ответьте на тупой вопрос: почему старье так взлетело в ценах (и продолжает взлетать), а некоторые фирмы, уловив тренд, начинают выпускать новые старые объективы (как к примеру сейчас на рынок выброшена новая инкарнация мейеровского Примоплана, молчу уже про российские Петцвали).
    Так было, есть и будет.
    Другое дело, что в битве зеркалок и системных камер первые сдают позиции — вот это уже вполне объективно. И согласен, что гранды имеют шанс на успех, лишь если ощутимо умоют Сони и Фуджи. Но именно беззеркалки Сони и Фуджи. А смартфоны тут не при чем.

      1. Зато я интересуюсь :) Цены ползут вверх быстрее чем тараканы от света.
        Разумеется, каждый из нас имеет право на собственное мнение. Но даже в моем ближнем кругу только за последний год 3 человека дополнительно подсели на старые стекла.

        1. Лет пять назад я бы вас понял. Я фанател от мануальных линз, обожал светосильную оптику, охотился за bokeh. Сейчас мне нужен только зум с максимальным покрытием по фокусным, автофокус и что-то компактное на шее, куда этот зум прикручивается. Часто эту связку заменяет смартфон. Он справляется лучше фотоаппарата. Единственное, на маленький фотоаппарат мне проще фотографировать скрытно.

          1. А, ну вы собственно про цели — если в эти цели не входит художественное фото, то ваши выкладки верны. А если входит — все сложно. Один из самых совершенных (оптически и т.п.) объективов в моей коллекции — Сигма 24 мм 1.4 Арт — он же самый ненавистный у меня. Использую лишь потому, что он гарантирует результат. Но ответственно говорю, если попадется что-то для этих ФР, что выдает менее совершенную, но зато куда более живую картинку, я это стекло продам или надолго похороню на дне коробки в чулане. Это тенденция всех нынешних топовых стекол — они уверенно фокусируются, выдают резкую, почти без ХА и дисторсии картинку. И потому — весьма близки друг к другу по рисунку. Ну и соответственно скучны до зевоты.

          2. Тут я опять спорю: в мои цели входят только художественные фотографии. Я считаю, что художественной фотографию делает не оптика. Поэтому мне всё равно на что снимать.

  3. Извините, вы хотите сказать, что сделаете любой оптикой, в частности камерой смартфона, ну хотя бы вот так: https://s8.hostingkartinok.com/uploads/images/2019/05/07070b536adaea2ab9953dfb2146b3b7.jpeg ?
    Если да, вы нереально крутой. Мне пока что не доводилось видеть примеров таких фото со смартфона.

    1. Не стоит извинятся, у нас с вами конструктивный диалог. Такую фотографию можно попытаться сделать на смартфон. Не знаю, моет ли алгоритм «чешуйки» бликов. Дело в другом: я уже переболел такими фотографиями. И сейчас не нахожу в них ничего ценного или художественного. Вы легко поймёте что меня сейчас интересует, если взглянете на мой Instagram

      1. Взглянул. Давно. Но опять же спорно. Сейчас — подчеркну, ключевое слово именно «сейчас» вы дали резкий крен в сторону концептуального фото. Но сами знаете, что было написано на кольце Соломона. Любые наши увлечения — ваши, мои, любого другого человека — суть именно увлечения. Которые имеют свойство проходить. При этом мое увлечение не проходит как минимум несколько дольше, что возможно позволяет его квалифицировать уже не как увлечение, а как разновидность помешательства. Я фотографирую более 46 лет, и то, что интересно сейчас вам, прошел весьма давно. И не только это. После чего все вернулось на круги своя — мне интересны простые вещи и обычная жизнь, а мои стекла — просто кисти, которыми пользуюсь в зависимости от настроения. Ни один смартфон не дает мне такой возможности (равно как и топовые современные объективы). Т.е. дело не только и не столько в результате, сколько в экосистеме: процесс-результат-послевкусие. А это опять же у каждого свое. В общем, как ни крути, в сфере фото субъективизм на всех стадиях КМК куда весомее, чем просто технические параметры.

        1. Ну, теперь я вас понял окончательно. Разумеется, вам смартфон, как и современные объективы не подходят. Правда, я не навязывал (шутка). Если нравится «крутить», нравится процесс ради процесса, то это не про современную технику. Это, к слову, я тоже люблю. У меня есть мануальные объективы, есть плёночные фотоаппараты. И X-Pro1 купил в своё время из-за его «мануальности» и тактильности. Нашёл это в нём и очень любил. В X-T3 такого нет и в помине. Это для меня одна из сторон.
          Я, кстати, недвусмысленно подкорректировал стать, в комментариях к которой мы с вами общаемся. Подчеркнул, так сказать, некоторые свои мысли.
          P.S. Не мне с вами дискутировать. 46 лет — это примерно в 3 раза дольше, чем мой (прерывающийся) стаж.

          1. Да мы собственно не особо и дискутируем. Приятно общаться с увлеченными людьми. А то, что мы с разными предпочтениями и привычками — это только плюс. Удачи вам и всего доброго!!!

  4. Да, кстати перечитал. Вот теперь статья стала отличной. И не вызывает внутреннего противоречия. Все разложили по полочкам. И каждый сможет увидеть в ней отзвуки своих размышлизмов.

    1. Спасибо! Это я на деле применил своё собственное правило: перечитывать время от времени написанное ранее. Иногда диву даюсь как я был категоричен. А иногда и успел передумать…

  5. Спасибо за статью, спасибо за дискуссию. Для меня очень важно и познавательно. Всю жизнь мечтала фотографировать. Наконец нашлось время и возможности. Но когда смотрю цены на объективы, всегда возникает вопрос насчёт целесообразности покупки дорогого объектива. У нас в Минске б/ушные кропы (и иногда полный кадр) можно купить достаточно дёшево из-за того, что у людей они лежат мертвым грузом.

    1. Спасибо! Я сам получил удовольствие от этой дискуссии. Что касается объективов, то вот беда. Дорогой объектив не делает человека фотографом автоматически. Вы спокойно можете начинать на самом недорогом оборудовании. Ни один человек не укорит вас этим, если вы фотографируете классно)

  6. Сергей, Вы слишком упрощаете ситуацию. Фотоаппарат — это в некотором роде устройство, у которого есть аналоговый видоискатель. Попробуйте поснимать на телефон на ярком солнце или в темноте. Поэтому беззеркалки никоим образом не конкурент зеркалкам. Это дополнительный рынок. Есть очень небольшой класс фотографов, которым по каким-то причинам беззеркалки удобнее. Спортивная фотография или фотография на ярком солнце или контровом свете убивает все преимущества беззеркалок и смартфонов. Так что будущее любителей — за дешевыми кроп-зеркалками у Никон и Кэнон есть соответствующие модели. Зеркалки будут жить вечно, пока существует цивилизация, а если отомрут, то восстановится производство шахтных пленочных фотоаппаратов. У кого нет денег на лейку, тот пойдет на вечеринку с Canon EOS 200D.

    1. Здравствуйте, Дмитрий! Спасибо за комментарий. Не каждый находит в себе силы написать мне ответ, даже если не согласен с моими мыслями. Парирую:
      1. Снимаю на смартфон на солнце и в темноте. Солнце переваривает на 4+, в темноте ручной режим 4.
      2. Беззеркалки, на мой взгляд, — прямые конкуренты зеркалкам. Это уже в политике компаний. Сони по инерции обновляет 99-ку, Кэнон и Никон в беззеркалках новички, но уже видно как их фокус внимания перетекает от зеркалок.
      3. Про класс фотографов не согласен вовсе. Я вижу, что молодые таланты уходят на Сони. И это без промежуточной стадии зеркалки. Что в корне отличается от эволюции моего поколения фотографов. Т.е., они не щупали и не желают щупать зеркальные кирпичи. Я, также, вижу, как фотографы со стажем берут беззеркалку второй камерой и потихоньку привыкают. Удобство — субъективный фактор. Оно познаётся в сравнении. Беззеркалки легче, компактнее. Туда вваливают технологии. Мне это симпатично. Я с зеркалом с 2000-го, а на беззеркалке с 2014. И вот уже не чувствую разницы. Она есть, несомненно. Но я привык работать на обеих системах и мне одинаково удобно.
      4. Я не берусь прогнозировать будущее зеркалок. Я вижу, что их количество сокращается повсеместно: на полках магазинов, на шеях фотографов, в умах. Вполне вероятно, что если какой-нить селебрети-амбассадор уровня Криштиану Роналду станет инстаграмить с зеркалкой на шее, то продажи зеркалок в мире взлетят. Этого нельзя исключать.
      5. В зеркалки начального уровня (200D) я не верю и вовсе. Мне видится, что не в фотоаппаратах дело, с ними-то порядок. И 200D с Dual Pixel — это классный выбор. Проблема зеркалок в том, что их покупателей всё меньше и меньше.

      1. Сергей, Вы не поняли основной мысли. Фотоаппарат без хорошего аналогового видоискателя это видеорегистратор. Генератор цифрового шума. Устройство, не имеющее отношения к искусству. Им нельзя снять красивый пейзаж, можно только нарисовать на компьютере. Лет через 20 люди вернутся к аналоговой технике, движение уже началось

        1. Бесспорно, Дмитрий! Пускай мы сейчас говорим про ничтожное количество фотографов. Ведь остальным вообще не нужно ничего кроме фронтальной камеры))) Но творческим фотографам действительно трудно творить на всей этой цифропурге. Я и сам на неделе зарядил все три своих плёночника…

  7. Сергей, для понимания, казалось бы, нелогичных и самоубийственных шагов японских компаний, знающие люди советуют копать в сторону устройства японской экономики. ;-)

  8. Жаль, что это глас вопиющего в пустыне . Разместите на их сайтах, мейби донесется… В больших городах да, беззеркалки и зеркалки еще пользуются спросом, а в маленьких они никому не нужны, вот и отмирает фотоаппаратура, как вид. Новички, безусловно, профессиональную технику сразу брать не станут. Им нужно вначале на вкус эту технику попробовать. А здесь на выручку им приходит Авито, где они любительские камеры могут взять, оставленные предыдущим эшелоном любителей. Но, качество снимков их быстро разочаровывает и, они либо забрасывают это занятие, либо копья денежку

    1. Читал, что Canon и Nikon уже прочувствовали на собственном кошельке, что тренд не в их пользу. Слабые беззеркалки — это отголосок. Эти компании не видят смысла вкладываться в разработку продукта на стагнирующем рынке. Свободными рынками для себя они видят… камеры видеонаблюдения. Это печальная новость для фотографов. По сути, два лидера фоторынка сворачивают НИОКР и постепенно закрывают производство фотоаппаратов. Это пока не чувствуется, новые модели выпускают и в срезе вроде ничего не поменялось. Но тенденция… В перспективе безрадужно.
      Рад, если ошибаюсь!

      1. Да ну и не будет новых камер и что? Сколько прекрасных снимков сделано на первую пятёрку, столько не сделано на все последующие пятёрки-марки вместе взятые. Я уж молчу про плёночники. На самом деле, это просто непрерывный бег в замкнутом пространстве и по кругу. Ну не будете Вы менять фотоаппараты, лично Вы будете менять смартфон, которые с каждым днем будут круче и круче. В чем разница Вашего бега? Только в том, что Вы бегаете по соседнему помещению.

Добавить комментарий для Сергей Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *