Плёночный Canon EOS 1N: обзор, впечатления и примеры фотографий

canon eos 1n

Поделитесь с друзьями!

Сравниваю Canon EOS 1N с Canon EOS 50. Потому что они стоят на одной ступени развития в классификации плёночных фотоаппаратов Canon.

Внимание!

Я — Сергей Веснин, плёночный фотограф. Вот мой интернет-магазин фотоплёнки Filmoza.

Авито: https://www.avito.ru/volgograd/fototehnika/fotoplenka_tsvetnaya_i_chb_kodak_fuji_ilford_foma_2107419222

Введение

Я осознанно фотографирую на фотоплёнку с 2000 года. Вот какие плёночные фотоаппараты я углубленно использовал:

Я упомянул о своём опыте, чтобы вы понимали: в фотоплёнке я не новичок и мне есть с чем сравнивать. Станет ли от этого мой обзор Canon EOS 1N более репрезентативным, решать вам. В конце-концов, я пишу свои обзоры максимально субъективно, не претендуя на истину в последней инстанции. Так же субъективно я записываю обзоры на видео.

Внешний вид, эргономика Canon EOS 1N

После того, как у моего Canon EOS 50 умер затвор, я искал ему замену. Очень хотелось Лейку (M или R), смотрел на Minolta, Pentax и Nikon (F100 и F6). Исход дела решил мало-мальский парк объективов на байонет Canon FE.

Мой экземплярчик 1N прикатил из Красноярска. В идеальном состоянии, как я считаю. Почти без потёртостей.

Внешне Canon EOS 1N напоминает кэноновский пятак любого поколения. Я не использую батарейный блок. С ним он становится неприятно большим. Примерно как Canon 1D X Mark II, от которого меня после 3 лет таскания на шее тошнило.

1N отличается от Canon EOS 50 внешне и тактильно, как отличается 5D Mark II от 400D.

Canon EOS 50 пластмассовый, весит и ощущается как пластмассовый. По размеру и весу напоминает мой старый Canon 400D.

А Canon 1N — это флагман. Он ощущается в руках так, как положено флангману. Я знаю о чём говорю. Тяжёлый, монолитный и прочный в каждом элементе. Его прочность ощущается во всём. Даже батарейка тут вставляется так, что вопросов о прочности не возникает. На Canon EOS 50 батарейный отсек закрывается крышечкой, у которой даже петли нет. Просто слой пластмассы на изгиб. Всю дорогу ждал когда она отломится.

Но самый приятное на 1N — это металлическая защёлка задней крышки. Там железный крючок (в отличие от пластмассового и очень хлипкого на EOS 50).

Canon 1N целиком из металла. Он весит почти килограмм. Приятный килограммовый кусок магниевого сплава с умной электроникой и привычным управлением.

Скачал себе инструкцию.

Инструкция по эксплуатации Canon EOS-1N

Оказалось, что управлять Canon EOS 1N даже проще, чем пятидесяткой. Хотя функций в единице больше.

Ощущения при съёмке на Canon EOS 1N

Во-первых, никакого дискомфорта. Фотографировать удобно и приятно. Я не замечаю этот комфорт. Как и должно быть с настоящим инструментом фотографа. Моей съёмке ничего не мешает. Это вам не Olympus, где нужно совершать манипуляции перед каждым снимком. А о дальномерках я и говорить не буду…

Во-вторых, когда задумываюсь о том, что у меня в руках, ловлю себя на мысли, что чертовски нравится Canon EOS 1N. Нравится держать его в руках, вытаскивать из сумки, визироваться и слышать звук затвора.

Я зарядил в него первую тестовую плёнку. Это Kodak Portra 160. Объектив Carl Zeiss Planar T* 1.4/50 ZE. Заодно и плёнку потестирую.

Примеры фотографий на Canon EOS 1N

Будут позднее. В сущности, вы увидите не какой-то фирменный рисунок фотоаппарата, как бывает у матриц цифровиков. А картинку, нарисованную объективом. Фотоаппарат тут только как инструмент корректной экспозиции. По отзывам у Canon EOS 1N один из самых совершенных экспозамеров из всех выпущенных когда-либо фотоаппаратов. Вот и посмотрим…

Я хочу фотографировать на позитивную фотоплёнку (слайд). У меня запас Kodak Ektachrome 100. Вот где мне пригодится суперэкспонометр! Осталось убедиться, что мой комбайн экспонирует правильно.

Первая проявленная плёнка показала, что я её пересветил. Решил проверить экспозамер. Сравнивал с экспозамером Canon EOS R. Оказалось, что если на 1N выставить частичный замер (стоял оценочный), он совпадает с замером эталонного Canon EOS R. Поэтому скан выстянул с пересвеченных негативов всю инфу, но полученные изображения требуют постобработки.

Пример фотографии на Carl Zeiss Planar T* 1.4/50 ZE
Carl Zeiss Planar T* 1.4/50 ZE + Canon EOS 1N + Kodak Portra 160
Пример фотографии на Carl Zeiss Planar T* 1.4/50 ZE
Carl Zeiss Planar T* 1.4/50 ZE + Canon EOS 1N + Kodak Portra 160

Вывод

Я буду дополнять этот обзор по мере знакомства с фотоаппаратом и его особенностями.

Плюсы:

  1. Всё!

Минусы:

  1. Отсутствуют.
  2. Есть особенности: фотоаппарат требует правильного указания экспозамера.

Поделитесь с друзьями!

4 комментария

  1. С удовольствием прочитал статью про мой любимый фотоаппарат, которым работал 8 лет подряд :) да, это было явление! До 1V — это был единственный репортерский аппарат с работающим полноценно автофокусом. У Никон F4 такового не имелось.

    В принципе, вы все весьма верно описали, хочу в одном поправить: нет, не металлический у него корпус, а, как раз, пластиковый. Только шасси из металла. И бустер E1 пластиковые (Е2 — уже металл). Но разбить полностью этот пластик сложней, чем помять алюминий более новых моделей. У две единички были побиты в работе, но НИ ОДНА не перестала работать совсем.

    Косяк, связанный с корпусом/эргономикой там есть, кстати: помните место, где на 1dx остаются потертости резины от подушечек пальцев? Вот у 1N в этом месте стык корпуса с обрезиниванием ручки. И когда снимаешь ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ, то от этого стыка есть в пальцах ощущения. На 1V это исправили, подложив резинку.

    А еще, у него не отваливается резина от корпуса. Никогда. Совсем никогда.

    Еще один несколько минусов: пленкокэнонов для русских фотографов: они неспособны отбить более 36 кадров с пленки. Вот Никоны могли снимать 38-39 кадров намотанной пленки, а эти — нет. Мотать надо было 36, а на заводских пленках пропадал 37 кадр.

    Серьезный минус: советскими пленками типа НК-2 и Т-17 можно было загробить прижимной столик, он хуже никоновских, оставались заусенцы. И столик начинал царапать пленки!

    А главный нынешний плюс этого аппарата, что на него можно ставить новейшую оптику, скажем 24-70 II, 16-35III — и делать совершенно звенящие картинки, просто нереальные! Стабилизаторы! На пленке! Вы понимаете?! Слайд 50 исо с рук? Да легко! Раньше ж не было такого качества зумов в природе, только НЕКОТОРЫЕ из дорогих фиксов так же «звенели». Современный Никон такого не позволяет: фиг поставишь новейшие рабочие стекла на пленкокамеры.

    Лет 10 тому назад я купил себе в состоянии нового 1N — снимаю по пленке в год: нет уже ни увеличителя, ни сканера, ни даже самостоятельной полноценной проявки, потому делаю только слайды: проектор жив пока. Особый восторг, да, вызвало прикручивание новой оптики: пленка ж не цифра, если у объектива хроматика на цифре слабая, то на пленке ее ноль, просто ноль! То есть берешь и на 2.8 просто снимаешь.

    Наконец, про экспозамер: оценочный, он же по-никоновски, матричный, там не плохой, просто нужно алгоритм его работы понять, он простейший. Он не просто уравнивает контраст, усредняет, а дает приоритет рабочей точке фокусировки. Но чтобы реально на слайде попадать в экспозицию всегда — эт надо точкой мерить, без вариантов. Раньше даже репортеры так делали, снимая в ручном режиме. Чем диски управления кэнона и знамениты: можно ручную экспозицию ставить очень быстро.

    А еще режим вспышки A-TTL вы не успели опробовать) презабавная вещь. Грубо говоря, чем ближе объекты, тем он больше диафрагму прикрывает, увеличивая ГРИП. Этим многие репортеры пользовались. Нужна вспышка EZ540, с поздними не работает.

    1. Здравствуйте, Дмитрий! Спасибо за подробный комментарий. Узнал новое для себя. Можно поподробнее: какой режим экспозамера будет самый правдивый? Это для меня критично.

  2. Если снимать на слайд, то без точечного режима замера по светам/теням — обойтись сложно. Это не цифра, тут нужно понимать, что мы каким тоном хотим передать. Скажем, по снегу можно мерить точкой с тем, чтобы он шел от серого +1 2/3 ступени. Листва от +2/3 до -1/3. Но это, как бы, дело вкуса, может быть, ваша листва будет темней моей, -2/3. Она же разная бывает. Наконец, при наличии сомнений, по серой карте точечным или центровзвешенным. Что касается оценочного, то его нужно тестировать, чтобы понять то, как он работает. В принципе, это что-то вроде центровзвешенного, но по выбранной точке фокуса. Однако, если есть большой перепад яркостей, он уже будет «усреднять». То же самое можно сделать и вручную, промерив точкой самое яркое место и самое темное — экспозицию же выставить среднюю. Все это критично на слайд если снимать, негатив стерпит всё. Однако, если попадать точно и с негатива будет сниматься максимальное качество. Идя с пленкой в камере, я нередко мерил света и тени, видел, что перепад яркостей слишком большой… и ничего не снимал… с цифрой же иначе: могу снять — авось, при обработке вытяну) и ведь вытягивается же)) а еще я отдельное устройства использовал: Minolta autometer V, особенно в студии, со вспышками без него обойтись было нереально. Это все пишется как-то сложновато, а на практике — рука набивается и ни с какими точечными этими замерами нет особых сложностей, дело пары секунд это. На оценочный же замер полагаться не советую, кроме одной ситуации — съемки со вспышкой: тут использовать нужно строго только его. В этом случае — ну, колесико экспокоррекции крутим и все. Поснимав пару лет для журналов на слайд, я перестал позориться нелепыми ошибками по экспозиции, попадал в любых ситуациях очень точно. А сама камера, она очень точная, надежнейший помощник!!! С фокусировкой тоже очень хорошо: попадает идеально. Или отказывается фокусироваться (мало света/контраста, или в точку. Не бывает, что он вроде сфокусировался, но мимо. Я так понимаю, там стоит высоко «рубеж отсечения», а современные камеры пытаются фокусироваться и по низкому контрасту, отчего часто мажут. Очень помогает ИК-подсветка вспышкой, с ней он фокусироваться может хоть на белую стену, с нулевым контрастом. Скорость АФ примерно такая же, что у 5D mark II, не хуже! С этой камерой полное ощущение надежности во всем возникает — экспозиция, фокус, механически прочная, пленку не порвет, случайно дверца не откроется, батарейки не сядут совсем внезапно (Никон Ф4 — этот никак не сигнализировал о посадке батарей).

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *