Впечатления от Canon EOS R

Поделитесь с друзьями!

Тезисно фиксирую впечатления от Canon EOS R с момента распаковки до настоящего времени. В режиме «Обнаружил что-то новое — написал».

Введение

Если я не упомяну с чего я перешёл на Canon EOS R, у вас не будет полной картины. Итак! До Canon EOS R я одновременно снимал на Canon EOS-1D X Mark II (3 года) и Fujifilm X-T3 (год). Объясню почему это важно знать прежде чем читать мой субъективный отзыв. Я фотографировал на самый лучший репортажный зеркальный фотоаппарат и я с 2014-го параллельно сижу на беззеркалках (Fujifilm).

Это означает, что я знаю что такое:

  1. Настоящий репортажный автофокус.
  2. Электронный видоискатель.
  3. Фокусировка почти в полной темноте.

Через неделю после покупки я продал Canon EOS-1D X Mark II и Fujifilm X-T3. Вот теперь читайте, что да как…

Репортажная съёмка

За 2 месяца я досконально опробовал Canon EOS R в репортажной фотосъёмке. Почему такое внимание именно репортажу, а не другому жанру? Потому что Canon EOS R (да и беззеркалки в общем) хейтят в основном за слабость в репортажной съёмке. Так и говорят: «Беззеркальные фотоаппараты не способны снимать репортаж. Только зеркальные.»

Это неправда. Canon EOS R точно также, как и самые современные зеркалки (а по моим ощущениям даже лучше) снимает репортаж. Любой репортаж (Пишу «любой» для тех, кто упомянет какой-нибудь «специфический» репортаж, типа футбола. Для справки: фотосъёмкой футбола я занимался с 2013-го по 2018-й.). На EOS R я попробовал фотографировать детей, театр (его много в моём инстаграме) и спорт (соревнования по бегу, как сбоку, так и во фронт).

Никаких ограничений для фотографа не обнаружил. Мне есть с чем сравнить, ведь я 3 года работал с Canon EOS-1D X Mark II — лучшим репортажным фотоаппаратом с 2016-2018 гг.

На Canon EOS R фотографировать удобнее, чем на «единичку». Помогает поворотный экран и безупречный автофокус.

Не хочу ни с кем спорить. Если у вас не получается фотографировать на беззеркальный фотоаппарат, то при чём тут я? У вас свои предпочтения фототехники, у меня свои. Я описываю свои ощущения, делаю это субъективно и Canon мне не платит (не даёт бесплатно камеры на тесты, не дарит их как некоторым фотографам). Я покупаю фотоаппраты за свои деньги, максимально дотошно «потрошу» и если нахожу неудобными, продаю. О чём так же честно пишу.

Фотографии

Canon EOS R фотографирует лучше, чем 1D X Mark II. Так не должно быть, но… Впрочем чему я удивляюсь? Между этими фотоаппаратами 4 года — пропасть по меркам современных технологий. 1D X Mark II был на момент выпуска лучшим по автофокусу и самым скорострельным. Но время идёт. Такие автофокусы теперь у всех современных фотоаппаратов. По скорострельности его делает даже X-T3 (который я продал и объяснил причину), а он в 4 раза дешевле.

Поэтому сравнивать Canon EOS R корректнее с Fujifilm. Но мне это пока не удаётся — у меня нет профессионального объектива на мой X-T3. И я не уверен, что появится. Потому что теперь у меня есть профессиональный Canon точно такого же размера. Только полнокадровый. Посмотрел я на последние объективы Fujifilm — почти все по килограмму. Если для качественного изображения такой вес необходим, я лучше куплю RF-объективы.

Купил:

Заметил, что картинка на моих старых EF-объективах стала резче, красочнее, породистее (как меня полоскали в официальных группах Canon за это «породистее»!). Может быть я сам себя убеждаю. Что точно — картинка мне нравится!

пример фотографии с Canon EOS R
Пример фотографии без обработки: Canon EOS R + Canon 17-40mm f/4L USM
Пример фотографии без обработки: Canon EOS R
Пример фотографии без обработки: Canon EOS R + Canon EF 24-70mm f/4L IS USM
Пример фотографии без обработки: Canon EOS R
Пример фотографии без обработки: Canon EOS R + Canon EF 24-70mm f/4L IS USM

 

Эти фотографии демонстрируют возможности объективов, а не фотоаппарата. Надеюсь, вы понимаете разницу. Меня впечатляет как легко такие фотографии получаются на Canon EOS R!

В первую неделю я насиловал его в хвост и в гриву. Театральная постановка была кульминацией. Справился! Инстаграм, конечно, испоганил исходники, но в целом понятно.

View this post on Instagram

Детский спектакль «Кот в сапогах» в Казачьем театре (@teatrkazachiy).⠀ ⠀ Задорная постановка со смешными вольностями. Органично смотрится кошка в сапогах (почему нет?), действующая на пару с… зайцем. Заяц смешон, его дарят королю номинально и вегетариански настроенный монарх оставляет зайца на сцене. В подходящие моменты заяц вворачивает что-нибудь этакое и детвора в зрительном зале заходится от смеха!⠀ ⠀ Принцесса, Людоед и, конечно же, младший сын мельника, которому суждено стать маркизом, на своих местах. Кульминацией спектакля становится эпическая встреча Кота в сапогах (мне привычнее её называть так) с Людоедом. Это самое захватывающее место, где юные зрители разинув рот следят за происходящим на сцене. ⠀ ⠀ Это ещё и мюзикл. Каждая сцена заканчивается танцем с песней. Приятный спектакль!⠀ ⠀ — ⠀ #театр #волгоград #казачийтеатр #котвсапогах #спектакль #актеры #фотограф #фотографволгоград #театральныйфотограф #фотографсобытий #шарльперро #canon #canoneosr #canon70200mm

A post shared by Sergio Vesnini, photoartiste (@vesnin_sergey) on

View this post on Instagram

«Эти свободные бабочки» по пьесе Леонарда Герша в постановке Алексея Серова, Казачий театр (@teatrkazachiy).⠀ ⠀ Комедия о любви: беззащитной любви юноши к девушке, гипертрофированной любви матери к сыну, продажной любви. Песнь о том, как эти чувства могут схлестнуться в одной тесной квартирке, где обитает наш герой. У которого есть одна особенность. Больше ничего не расскажу, надо смотреть!⠀ ⠀ #театр #theatre #actress #actor #казачийтеатр #волгоград #театральнаяжизнь #премьера #эмоции #портреты #emotions #portraits

A post shared by Sergio Vesnini, photoartiste (@vesnin_sergey) on

View this post on Instagram

Тамбовский Молодежный Театр (@tmtheater68) с гастролями в Волгограде. Гостей принимает у себя Казачий театр (@teatrkazachiy). Сегодняшние фотографии с поучительного романа «Хозяйка гостиницы». Не стану рассказывать решительно ничего. Только впечатления: ярко, эмоционально, надрывно! Огненные ребята и зрелищная постановка. Декорации — моя любимая Венеция!⠀ ⠀ #театр #казачийтеатр #волгоград #тамбовскиймолодежныйтеатр #актеры #спектакль #новостиволгограда #событияволгограда #фотограф #театралы

A post shared by Sergio Vesnini, photoartiste (@vesnin_sergey) on

View this post on Instagram

Тамбовский Молодежный Театр (@tmtheater68) с премьерой «Не хочу быть собакой» на гастролях в Волгограде. На сцене Казачьего театра детская сказка, яркая как само детство! Кутерьма, потасовки и юмор для юных театралов. ⠀ ⠀ Очень трогательно наблюдать как маленькие зрители благодарят актёров овациями, дарят цветы и даже угощают)⠀ ⠀ #театр #детскаясказка #премьера #волгоград #тамбовскиймолодежныйтеатр #нехочубытьсобакой #тамбов #theatre #canoneosr #фотограф #театральныйфотограф

A post shared by Sergio Vesnini, photoartiste (@vesnin_sergey) on

View this post on Instagram

То, что я сегодня имел удовольствие лицезреть в исполнении Тамбовского Молодежного Театра (@tmtheater68) не описать словами. А если и попытаюсь, вы сочтёте меня лгуном. ⠀ ⠀ Тамбовчане сегодняшней премьерой закрыли гастроли на сцене Казачьего театра (@teatrkazachiy). И сотворили театральное чудо! ⠀ ⠀ «Квадратура круга» на теплую ламповую тему советских коммуналок. На 2 часа я погрузился в «умную, талантливую шутку Валентина Катаева», который написал эту комедию. Этот водевиль шёл с успехом не только в Советском Союзе, но и во Франции, Греции, Америки, Бразилии. Его показывали даже на Бродвее. ⠀ ⠀ 15 человек на сцене! Тамбовчане гениально разыграли круговерть пьесы и не снижали градуса до «титров». Браво! Этой жемчужиной Тамбовский Молодежный Театр попрощался с Волгоградом.⠀ ⠀ А теперь про удовольствие от спектакля с точки зрения фотографа))) Интереснейший свет! У меня столько первоклассных фотографий, что хочется разместить их сразу и все! К сожалению, формат обязывает: 10 фотографий и баста! Должен же я оставить вам что-то посмотреть воочию)⠀ ⠀ #тамбовскиймолодежныйтеатр #квадратуракруга #театр #театралы #пьеса #спектакль #волгоград #казачийтеатр #эмоции #игра #театральныйфотограф

A post shared by Sergio Vesnini, photoartiste (@vesnin_sergey) on

View this post on Instagram

Премьера Тамбовского Молодежного Театра (@tmtheater68) для юных зрителей. «Красная шапочка» на сцене Казачьего театра (@teatrkazachiy). ⠀ ⠀ «Молодежь» из Тамбова по хорошему зажигает! Чуточку модернизированная сказка заиграла новыми красками. Дети в восторге!⠀ ⠀ —————————————⠀ ⠀ #тамбовскиймолодежныйтеатр #казачийтеатр #театр #театралы #краснаяшапочка #сказка #спектакль #премьера #волгоград #гастроли #theatre #russiantheatre

A post shared by Sergio Vesnini, photoartiste (@vesnin_sergey) on

View this post on Instagram

Посчастливилось лицезреть грузинскую комедию «Невеста из Имеретии» в Казачьем театре (@teatrkazachiy). ⠀ ⠀ Пьеса на тему, над которой не властно время. Действо приправлено грузинским колоритом и смотрится на одном дыхании.⠀ ⠀ Canon EOS R + Canon EF 70-200 F2.8L IS ll USM (@canonru) традиционно безупречен. Читайте мои впечатления об этом фотоаппарате по ссылке в профиле.⠀ ⠀ #казачийтеатр #театр #театрал #театральныйфотограф #невестаизимеретии #пьеса #комедия #грузия #имеретия #спектакль #театр🎭 #театральныелюди #театрволгоград #театрыволгограда #афиша #театральнаярецензия

A post shared by Sergio Vesnini, photoartiste (@vesnin_sergey) on

View this post on Instagram

Я не знал, что сатирик Михаил Задорнов писал пьесы. Сегодня в Казачьем театре (@teatrkazachiy) смотрел спектакль «Последняя попытка» по пьесе Михаила Задорнова. ⠀ ⠀ Если для вас Задорнов-драматург тоже откровение, то советую посмотреть этот спектакль. Ещё большим откровением станет то, что драматург он неплохой. «Последняя попытка» в шутливой форме поднимает вопросы о превратностях любви.⠀ ⠀ #театральныйфотограф #театр #казачийтеатр #театрыволгограда #волгоград #культурнаяжизнь #последняяпопытка #пьеса #спектакль #комедия #юмор #театрал #сатира #актеры #сцена

A post shared by Sergio Vesnini, photoartiste (@vesnin_sergey) on

Распознавание лиц

Театр фотографирую с автофокусом по распознаванию лиц. Такая съёмка — чистой воды репортаж. Кто говорит, что:

  1. EOS R не для репортажа;
  2. фукция распознавание лиц тупит и фокусируется не на том лице;

не умеют фотографировать. Или на «вы» с репортажной фотосъёмкой. Я с 2013-го набираюсь опыта в репортаже (если это кому-то не кажется достижением, я готов поспорить и посоревноваться «в поле»). В моей практике самые сложные репортажи: футбол, портреты бегунов, автогонки, съёмка крещения в храмах на мануальный объектив, дети, животные, театр, стрит… На разные фотоаппараты. Я снимал репортажи на плёночные мануальные камеры. Мой вердикт: Canon EOS R — один из лучших фотоаппаратов для репортажной съёмки, мною использованных.

View this post on Instagram

На «Собачье сердце» я отправился в Казачий театр (@teatrkazachiy) с душевным трепетом. С одной стороны — одна из любимейших книг. С другой — Евстигнеев, Толоконников и Карцев, задавшие в фильме Бортко такую высоту, куда уже не забраться. Опасался зря: Казачий театр всё сделал по-своему, но при этом слово в слово, не опустив ничего значимого. Браво!⠀ ⠀ Я ухватил саму суть постановки, сфотографировал «душу» спектакля! Посмотрите внимательно и напишите в комментарии какая по счёту фотография лучше всех отражает смысл произведения?⠀ ⠀ #собачьесердце #казачийтеатр #театр #театрал #театрволгоград #театральныйфотограф #спектакль #постановка #втеатре #культурнаяжизнь #культура #фотограф #фотографирую #фотографволгоград #theater #theatre

A post shared by Sergio Vesnini, photoartiste (@vesnin_sergey) on

Canon EOS R распознаёт лицо в такой темноте, когда его уже не видят мои глаза. Не забывайте о том, что техника не сделает за вас работу. Это только инструмент. Он будет фокусироваться там, где захочет, выбирать лицо, которое захочет и бросать объект когда захочет, если вы не управляете процессом. У меня была съёмка театральной постановки, когда на сцене стояли два карандашных портрета в натуральную величину. Фотоаппарат 1,5 часа предпочитал эти «лица» лицам актёров. В таких условиях нужно уметь работать с автофокусом по лицу.

Когда у вас в кадре один человек, с фокусировкой по лицу справится и медведь. Когда в кадре много людей, а вам нужен один из них, начинается работа фотографа. Я научился быстро «накидывать» автофокус на нужное лицо, когда в кадре их два. Автофокус выбирает понравившееся лицо по своему усмотрению. Это не всегда совпадает с моим замыслом (50 на 50%). Нужно уметь быстро перекинуть фокусировку на нужный объект.

Съёмка по экрану — один из мощнейших инструментов Canon EOS R. Обязательно его освойте! Это сделает ваш репортаж молниеносным. Пользоваться видоискателем на R-ке — в некотором роде атавизм. Экран у него просто роскошный и по нему работать удобнее. Но для этого нужно отказаться от привычки глядеть в видоискатель.

«Ложки дёгтя»:

  1. В синем свете (а такая ситуация в театре — обыденность) фокусировка частенько выключается. Не только по лицу, а вообще. В другом цвете этого не заметил. Только синий. В приглушённо красном нужно больше света, чем в нейтральном. Это легко проверяется экспокоррекцией.
  2. Пожилые лица с бородой и в очках не распознаются. Что удивительно. С затылка, буквально, цепляет; в профиль — без проблем. А добавь на лицо растительности и распознаванию конец.

Распознавание глаз

Следует отдельно поговорить про фокусировку Canon EOS R по глазам. Она включается опционно. Глаза он видит довольно далеко. Фокусировка по глазам снижает количество брака. Потому что фокусировка по лицу на светосильном объективе может выбрать не ближайший глаз. И даже вообще не глаз. И лицо будет «мыльным». Использование фокусировки по глазам чуть изощрёнее, требует большего внимания, но полностью рабочее.

Работа с мануальной оптикой

Новыми красками заиграл любимый объектив Carl Zeiss Planar T* 1.4/50 ZE. Я его втихую списал на пенсию. Но попробовав с Canon EOS R, выяснил, что мануальными объективами управлять на этой фотоаппарате просто сказочно! Помимо привычной подсветки контуров в фокусе, EOS R даёт ещё один инструмент — подсказку фокуса в MF. Его надо видеть, чтобы понять о чём речь. Очень удобная штука. Нигде не видел более удачного решения. С его помощь для пробы я без труда поймал в фокус на F 1/1.4 ребёнка на качелях. И не один раз, а три раза подряд из трёх. Ребёнок при этом раскачивался на меня, во фронт. Т.е., то удаляясь на максимальное расстояние, то приближаясь.

Canon EOS R — король фокуса!

Вот портреты на CZ 1.4:

Пример фото на Canon EOS R + Carl Zeiss Planar T* 1.4/50 ZE
Пример фото на Canon EOS R + Carl Zeiss Planar T* 1.4/50 ZE

 

Размер

Он маленький. Я беру свои слова про кирпичи обратно. На незначительные миллиметры отличается от X-T3 (который для меня реально мал). После 1D X Mark II крошечный.

Объектив RF пока не купил — не уверен в выборе системы продаю EF-объективы и беру. Использую свою EF-оптику через переходник. Переходник добавляет 2 см. Мне на это наплевать. Но я хочу использовать всю мощь нового байонета.

Sigma в начале 2020-го объявит какие объективы сделает для байонета RF. Значит будут сверхрезкие и светсветосильные объективы со стандартными и с необычными фокусными на мой новый фатоаппарат.

Canon запатентовал абсолютные новинки. Мне особенно интересны 28-280 F2.8 и 18 F1.0(!). А как вам 135 1.4? Это же фантастика! Поэтому я притормозил с покупкой существующих RF-объективов.

На 18.12.2019 с RF-объективами бардак. Первая волна худо-бедно продаётся. Это фиксы 35, 50 и 85 мм. Продаются 24-105, 24-70 и 28-70. Есть и 24-240. Ни один из них мне по религиозным соображениям не подходит. Купил Canon RF 15-35 F2.8L IS USM и Canon RF 70-200mm f/2.8 L IS USM.

Эргономика

Сколько же я насмотрелся хейта в Youtube про его хреновое управление! Для меня в эргономике EOS R ничего нового. В особенности переключение режимов съёмки по кнопке. Для меня это наоборот привычно — так сделали в 1D X Mark ll. У него нет отдельной крутилки как на младших моделях и я считаю это решение профессиональным.

Честно говоря, вообще не вижу пока никаких для себя нововведений. После Fujifilm X-T3 мне тут всё родное. Уж точно не стану визжать от восторга на счёт слежения по глазам и лицу. Это для меня данность в 2019-м.

Мне не интересно как включается видео. Я его не включаю.

Слайдер, который так всем не понравился, мне наоборот зашёл. Поставил туда ISO. Быстрые кнопки пока вообще не настраивал. Быстрое меню в этом плане привычно.

Поставил на электронный затвор (в беззвучный режим). Отключил проигрывание готовой фотографии. Убрал звуковое сопровождение автофокуса. Так мне уже привычнее, чем стандартное кэноновское пикание фокусом и громыхание затвором (кстати, он тихий настолько, что в театре фотографирую с затвором).

Нахожу подтверждение фотографии не таким удачным, как на X-T3. В этот момент мигает белая рамка. Не самый удобный вариант, но за неделю привык.

Кнопка включения хреновая, говорите? Да вы ещё Fujifilm не юзали! Для меня такая удобна. И хрен с ней, что слева.

Батарея более живучая, чем у X-T3. Не на проценты, а в разы. Полдня кручу-верчу-обновляю-изучаю, индикация не изменилась. Фотографировал ещё полдня — батарея наполовину. В театре отстрелял 650 кадров — ушла одна палочка на заряде. Т.е., говорит, что потерял 25%. Врёт наверняка. Но если даже половину, то это для меня выше крыши. Я воспитан на Fuji, там батарейка учит экономить. Если у меня Fujifilm в путешествии держит день, то Canon протащит неделю)))

Нацепил свой пёстрый-тканный ремень. Не люблю родные ремни, шею натирают. У Canon EOS R он ещё и узкий. Издевательство какое-то.

Вообще, советую вам пробовать побольше разных фотоаппаратов для развития моторики. Мне приходится использовать одновременно 3-4 аппарата и поэтому никакой новый не вызывает проблем. Я просто не привыкаю к кнопкам. Мне нормально видеть их там, где задумали инженеры. В этом плане Canon EOS R пока не стал ни открытием, ни проблемой. Лег в руку и вынимать не хочется.

Canon EOS R заточен под сенсорный экран. Пара съёмок и я это осознал. В нём никто не делал быстрой работы горячими кнопками и крутилками. Быстро получится только на экране. К примеру, захотел сменить ISO. Можно слайдером (секунда на разблокировку и ещё 2-3 секунды на выбор значения), а можно тапнуть по индикатору ISO на экране и пальцем выбрать значение (или любым колесом, если рефлексы по другому не позволяют). И так во всём. В быстром меню по периметру иконки параметров. Между которыми перемещаешься кнопками вверх-вниз. Это долго. Тапнуть по нужной — быстрее, чем любое другое решение. Джойстик медленнее, проверено. Даже горячая кнопка не так оперативна. В общем, учитесь сенсорной рулёжке и вкурите EOS R!

Отдельно хочу сказать про квадратик фокусировки, который народ пытается таскать полю видоискателя. В Canon EOS R вообще можно ничего по экрану не перемещать. Джае если у вас стоит фокусировка по центральной точке. На нём есть функция снимка по тапу на экран. Тапнул на любую точку, автофокус молниеносно переместился в неё и сам совершил снимок.

В какой-то момент поймал себя на мысли, что кайфую. Чего это вдруг? А-а-а! Поворотный экран. Я так к нему привык на X-T3… Без него низкие точки съёмки только лёжа. Это не всегда приемлемо. Поворотный экран — это маст хэв в 21 веке!

Попробовал селфи с экраном вперёд. Это волнительно, у меня такое впервые. И теперь я понял какой удобный это инструмент!

Кроп 1.6

Интенсивно использую электронный кроп 1.6. Это удлиняет мои 200 мм до 320 мм. Что в полтора раза приближает меня к объекту. Там, где поясной портрет, я делаю лицо крупным планом. Фишка стоящая! Качество не падает, снижается количество мегапикселей (что даже лучше).

Матрица, разрешение

Вижу разницу между 30 Мп и моими предыдущими 20-ю с небольшим. Запас для кропа увеличился. Охерительный запас в светах. В родном проявщике DPP 4 взял пересвеченный кадр и понизил яркость на 3 ступени. Проявил света и увидел все детали без деградации.

Динамический диапазон по сравнению с 1D X Mark ll шире. Сравнивать с Fujifilm X-T3 трудно, они там шаманят электроникой по страшному и подключают HDR даже когда не просишь. Картинка на Fujifilm может и ровнее, но лица пластмассовые.

Баланс белого

Кэнон воткнул в EOS R новый профиль баланса белого. Народ окрестили его «Белее белого». Если выставить этот профиль, то Canon перестаёт желтить. На один козырь меньше у хейтеров Кэнона)

Приложение, коннект с телефоном, обновление прошивки

Коннект со смартфоном пока выглядит замороченным. По крайней мере, в первый раз. На X-T3 это было проще. Зато Wi-Fi и Bluetooth. Когда понадобилось скинуть фотку — это произошло самом собой и моментально)

Обновил ПО до версии 1.4. По воздуху, как X-T3 не обновляется. Только руками: загрузи файлик с сайта на карту, вставь карту…

Поделитесь с друзьями!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *