Зачем снимать на фотоплёнку в 2020-м?

Поделитесь с друзьями!

Мы живём в такое время, когда большинство фотографов родилось в эпоху цифровой фотографии. Зачем им сейчас фотографировать на фотоплёнку?

Вот типичная реакция на моё объявление про фотоплёнку (реальный комментарий):

Смысл в плёнке, если даже в мобильном Лайтруме можно наложить какие угодно фильтры и будет хоть плёнка хоть стекло. Да и вообще в преимуществе плёнки продолжают убеждать только самый упрямые фанаты, я уже думал такие лет пять назад давно исчезли.

Я, всего лишь высказал точку зрения насчёт якобы каких-то преимуществ съёмки на плёнку. Они существуют только в головах адептов. Это примерно тоже самое как и у аудиофилов, которые убеждены что по золотым кабелям звук передаётся лучше чем по обычным медным. Ну прогуливали люди физику в школе, чтож поделаешь. Примерно так же и с плёнкой.

Разберёмся…

Для начала: я вас не убеждаю перейти на плёнку. Я не пропагандирую плёночную фотографию. И всё нижесказанное — моё субъективное и до крайности однобокое суждение. Я основываюсь на собственных ощущениях.

Ещё один момент: я фотографирую на фотоплёнку в постоянной манере и даже продаю фотоплёнку в Волгограде и отсылаю её в другие города. Но на цифровой фотоаппарат я всё-равно снимаю чаще и больше.

Подпишитесь на мой плёночный Инстаграм.

И последнее: читайте мои обзоры фотоплёнок и любуйтесь на примеры фотографий.

А теперь поговорим про плёночную фотографию в XXI веке

Зачем фотографируют на фотоплёнку в 21 веке? Я считаю: чтобы без обработки, «из коробки» получить вот такой результат:

Andrey Marudenko
Максим Паркер
Илья Илюхин
Rustam Aliev
Vadims Barisons
Василий Храбан
Andrey Melekhin

Обратите внимание на цвет, динамический диапазон, оттенки и пластику. Такое можно сделать с цифровой фотографией. Возможно, вам даже покажется простой такая задача. Возможно, даже, что кто-то из моих читателей яйца выеденного в этом не видит и каждый божий день готовым пресетом «жарит» RAW вот в такие классные фотографии. Возможно. Но не я.

Я не люблю сидеть в редакторах. Мне не нравится Photoshop своим извращённым интерфейсом и логикой. Мне жаль своего времени на эту чушь.

Я считаю, что вся (именно вся) современная обработка и ретушь в цифре стремиться к одному — повторить плёночную фотографию. Вижу, что самая качественная и дорогая ретушь — по факту выглядит как рядовая плёночная фотография, сделанная на профессиональную плёнку типа Fujicolor Pro 400H. Цифровым ретушёрам не на что больше ориентироваться. Только примеры из плёночной эпохи. Странно, но я только недавно это понял.

Я вижу, как модные инстаграмщики продают свои сеты пресетов. Вижу уроки по ретуши, где штампиком замазывают поры на коже из-за того, что современные объективы теперь резкие как понос и с откровенностью микроскопа выволакивают на всеобщее обозрение дефекты кожи. И мне смешно. Потому что результат всех этих манипуляций можно получить бонусом. Бесплатно. Даром. В довесок. Если фотографировать на старенький плёночный фотоаппарат за 20 тысяч рублей.

И я понимаю фотографов, кто любит ретушь. Их тянет к корням, к той фотографии, которую они видели в альбомах родителей и старых журналах. Этим людям противно видеть исходный RAW из цифрозеркалки. Я и сам такой. У меня чешутся руки что-нибудь сделать с исходниками из цифрового фотоаппарата.

Чистая ровная кожа, правильный скинтон и художественная обработка — это уже в коробочке с плёнкой. Плёночную фотографию не нужно обрабатывать. Её нужно правильно приготовить и вы будете радоваться результату по факту.

Фотоплёнка сделает из тебя фотографа (это не точно)

Фотоплёнка заставляет думать. Она сделает из посредственного фотографа хорошего. Или не сделает. Это как повезёт. Но что точно могу сказать: у вас не будет столько денег, чтобы строчить на плёночный фотоаппарат как на цифрозеркалку или Айфон. Вы будете думать перед каждым кадром: а не х…ню ли я делаю? Нужен ли мне этот кадр или нет тут ничего?

Это подход зрелых фотографов. Которые и на цифре делают минимум кадров. Плёнка учит прагматичной фотографии, учит «видеть». Учит художественному вкусу.

Научит ли конкретно вас, не знаю. Это зависит, в общем-то, не от плёнки. Фотоплёнка — лишь ограничение, которое необходимо, чтобы запустить этот процесс. Сама по себе она не делает человека фотохудожником, тому пример фотоархивы наших родителей. Но я считаю, что плёнка — один из самых простых способов заставить себя развиваться как фотографа. Я фотографирую на плёнку отчасти и поэтому.

Заметьте!

Я в своей статье не затронул такие прелести плёночной фотографии, как мануальная механическая техника, ручная магия проявки и эффект ожидания результата (когда уже забыл что фотографировал это).

Всё это мне тоже нравится. Но не определяет мою любовь к плёнке. Я предпочитаю механическим фотоаппаратам электронные плёночные тушки Canon, Nikon, Minolta, Pentax. И современные автофокусные объективы. Это исключительно потому что не нашёл «свою» механическую плёночную камеру. Полагаю, Leica дождётся меня. И я распродам всё остальное. Пока же механика, которую я юзал, мне не зашла.

Что касается магии проявки, то здесь я полный невежда и предпочитаю проявлять в фотолабораториях с последующим сканом плёнки.

Про ожидание результата и вовсе скажу, что самый предпочтительный для меня вариант получения плёночных фотографий — через час как снял. Чем быстрее я их получаю, тем лучше себя чувствую.

Это моё мнение. У вас может быть и другое отношение к плёнке. Что фотоплёнка — это дорого, трудно, непонятно. Что фотоплёнка ушла навсегда (нет).

Сколько стоит одна плёночная фотография

1 кадр фотоплёнки Kodak Portra 400 стоит:

  • Купить — 35 рублей.
  • Проявить — 3,5 рубля.
  • Отсканировать — 8 рублей.
  • Итого: примерно 45 рублей.

Дорого? Фотоаппарат у вас бесплатный (от дедушки) или условно бесплатный (100-20000 рублей). Из расходки — только плёнка.

Сравните даже просто со смартфоном: купили за Айфон на 70 тысяч, продали через 3 года за 25 тысяч. За год он теряет в цене 15 тысяч. На айфон вы сделаете за год миллион фотографий. А сколько из них дороги для сердца? Десяток-то наберётся? Ладно-ладно! Пускай у вас 100 замечательных «бесплатных» фотографий в iCloud. Постойте! Как это бесплатных? За каждую фотографию вы заплатили 150 рублей амортизации своего Айфона. Простите, что я так жесток) Но цифровые фотографии никак не назовёшь бесплатными. Они совсем не бесплатные, а очень даже дорогие!

Почему я фотографирую на плёнку

Я не хотел причинить вам боль. И вообще не буду больше про деньги. Фотография для души — это вообще не про деньги. Плёночные фотографы денег не считают.

Вот вам моя история, мой опыт, который объясняет мне почему плёночная фотография лучше.

Я люблю путешествовать и фотографирую в путешествиях. Рядовая поездка — это рюкзак с цифровой техникой (ни разу не любительской) и плёночная камера с 1-2 фотоплёнками.

Я привожу из недельной поездки 2000-3000 цифрофоток и проявляю пару фотоплёнок. С цифры мне нравится меньше одного процента. А с плёнки — всё. На фотоплёнку сделаны самые классные и самые душевные кадры.

Я серьёзно думаю больше не фотографировать в путешествии на цифру, а снимать на неё видео. Для фотографии есть плёнка)

Вывод

Я не убеждаю вас перейти на плёнку. Я попытался резюмировать в статье то, о чём говорю со своими покупателями фотоплёнки. Что они мне говорят, а не я им) Ко мне приезжают разные люди и причины у них тоже разные. Многие просто балуются или хотят произвести впечатление на каком-нибудь мероприятии. Есть среди них хипстеры, которым вдруг стало можно иметь в кармане пленочную мыльницу самого паршивого пошиба.

Но чаще плёночные фотографы имеют какой-то бэкграуд: профессионалы или в прошлом много занимались плёночной фотографией. Как правило, они не отрицают цифровую фотографию. Как и я. Просто для них это разные миры. У плёночной фотографии своё назначение: когда хочется фотографировать для себя, для души, ради процесса.

Поделитесь с друзьями!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *