Отзыв об Olympus OM-4 + Olympus Zuiko Auto-S 50 f/1.8 с примерами фотографий

Тест Olympus OM-4

Поделитесь с друзьями!

Olympus OM-4 — компактный профессиональный(!) зеркальный(!) плёночный фотоаппарат родом из 85-го года.

Внимание!

Я — Сергей Веснин, плёночный фотограф. Вот мой интернет-магазин фотоплёнки Filmoza.

Авито: https://www.avito.ru/volgograd/fototehnika/fotoplenka_tsvetnaya_i_chb_kodak_fuji_ilford_foma_2107419222

Я осознанно фотографирую на фотоплёнку с 2000 года. Вот какие плёночные фотоаппараты я углубленно использовал:

Размеры

Несмотря на почтенный возраст, Olympus OM-4 выглядит и ощущается современным фотоапаратом. Даже чересчур современным! Спасибо Fujifilm, вернувшему моду на ретро-дизайн. Олимпус сейчас свои флагманы делает очень на него похожими.

Я знал, что он скромняга по размеру. И всё равно не был готов увидеть такую кроху. Это зеркальный фотоаппарат, у него есть пентапризма. Представьте, что современный зеркальный Canon уместили в тушку 136х84х50 мм (это габариты Olympus OM-4). У Fujifilm серии X-Pro размеры 140× 82×43 мм (но ведь это кропнутая беззеркалка, в сущности, почти компакт). А Olympus мало того, что зеркальный и под «фулфрейм», так ещё и две катушки плёнки вмещает!

Отбросим сухие цифры. Олимпус ощущается маленьким! Он тяжёлый, 540 г. Оттого кажется ещё меньше. Это у моделей Olympus серии OM фамильная черта. Я фотографировал на Olympus OM-10 и он такой же ладный.

Я купил для него объектив Olympus Zuiko Auto-S 50 f/1.8. Не f/1.4 и не f/1.2. Ориентировался на многочисленные статьи. По размерам эта троица не отличается. Размеры оптики Olympus — это вообще отдельный разговор. У них пунктик — делать объективы как можно меньше и как можно лучше. Получается неплохо!

По размеру не отличаются, но цена версии f/1.2 доходит до 30 тысяч рублей. А f/1.8 стоит в районе 5 тысяч.

На деле оказалось, что я почти не в состоянии фокусировать даже на f/1.8. Что же меня ждало бы на f/1.2! Не советую вам платить за светосилу. Вы не будете ей пользоваться.

Светосилу объектива в плёночной фотографии нужно воспринимать не как художественный инструмент, а как возможности сфотографировать там, где света не хватает на нормальную диафрагму. Нормальной диафрагмой на узкой плёнке считайте f/8.0-f/11.0. На таких значениях промахи в фокусировке компенсируются большой глубиной резкости и объект оказывается в фокусе.

Исходя из такого подхода к фотографии вам неважно какой у вас объектив: f/1.8 или f/1.2. Потому что ваши рабочие — от f/8.0 и выше. А самая большая дырка — для экстремальных условий, какой-то сумеречной темноты, где вам взбрело в голову фотографировать на плёнку. И уж поверьте, вы ни за что не сфокусируетесь по экрану на полностью открытой диафрагме на близком объекте в сумерках. Почему это так, я расскажу ниже.

Уплотнение

На старых плёночных камерах высыхает уплотнение крышки. Это такая повальная беда. Olympus не исключение. За 40 лет на моём оригинальное уплотнение тоже выветрилось. Прошлый владелец проклеил новое уплотнение. Но сделал это спустя рукава. Вдоль оси крышка светила безбожно, я запорол тестовую Kodak Pro Image 100. Засветы были ровно между кадрами и тем интенсивнее, чем дольше экспонировал плёнку. Я уплотнил зазор вдоль оси и теперь он вообще не светит ни на каких выдержках. Признаюсь, не слишком воодушевляет, когда твоя новая игрушка стабильно портит кадры сразу после покупки! Теперь и вспоминать смешно.

Экспонометр

У фотоаппарата есть электронный экспонометр. И замороченные режимы экспозамера. Я читал инструкцию (Olympus_Om-4T_instruktsia) и то не сразу понял)

  1. Есть мануальный режим, когда ручками выставляешь выдержку под значение диафрагмы.
  2. Есть полностью автоматический режим, когда тупо навёлся и автоматика теоретически сделает всё сама. Как водится, для автоматического режима есть коррекция экспозиции.
  3. А есть разные SPOT-замеры. Можно замерить освещённость одной точки и по мизерным 2% всего кадра фотоаппарат экпонирует весь кадр. А можно замерить 2 (и даже больше) точек с разной освещённостью и фотоаппарат скорректирует экспозицию, чтобы тёмная и светлая области были видны. Ну, насколько это возможно.
  4. И как будто вышеуказанного мало, если специальные кнопки: первая — подсказать автоматике где в кадре должен быть белый. Вторая — где нужно экспонировать настоящий чёрный.

Эти режимы непривычны. Я такого нигде не встречал. Мои осознанные плёночные упражнения проходили на полностью мануальных ФЭДах (попадай примерно и молись, чтобы плёнка простила) и на полностью автоматическом Canon EOS 50. Последний безупречно делает свою работу (по ссылке есть фотографии на него), но не позволяет влезть в свои процессы. И оттого бездушен.

Olympus предлагает глубокий «кастом» для полного контроля над результатом. Но требует взамен полного владения техникой и хорошего знания материала (как ведёт себя плёнка в тех или иных условиях). Честно говоря, я пока не отвечаю его требованиям. У меня по настоящему получается только каждый третий кадр на Olympus OM-4. Зато если получается!..

Если вы всё сделали верно, вас ждёт истинное удовольствие! Вот смотрите:

Фотопленка Kodak Ultramax 400. Пример фотографии и отзыв.
Фотопленка Kodak Ultramax 400. Olympus OM-4 + Olympus Zuiko Auto-S 50 f/1.8
Фотопленка Kodak Ultramax 400. Пример фотографии и отзыв.
Фотопленка Kodak Ultramax 400. Olympus OM-4 + Olympus Zuiko Auto-S 50 f/1.8
Фотография на фотоплёнку Kodak Portra 400
Фотопленка Kodak Portra 400. Olympus OM-4 + Olympus Zuiko Auto-S 50 f/1.8
Фотография на фотоплёнку Kodak Portra 400
Фотопленка Kodak Portra 400. Olympus OM-4 + Olympus Zuiko Auto-S 50 f/1.8
Фотография на фотоплёнку Kodak Portra 400
Фотопленка Kodak Portra 400. Olympus OM-4 + Olympus Zuiko Auto-S 50 f/1.8
Фотография на фотоплёнку Kodak Portra 400
Фотопленка Kodak Portra 400. Olympus OM-4 + Olympus Zuiko Auto-S 50 f/1.8

 

У меня есть немного чёрно-белого Волгограда на Olympus OM-4:

Фотоплёнка Тасма НК-2 на Olympus OM-4 + Zuiko 50 f1.8
Фотоплёнка Тасма НК-2 на Olympus OM-4 + Zuiko 50 f1.8
Фотоплёнка Тасма НК-2 на Olympus OM-4 + Zuiko 50 f1.8
Фотоплёнка Тасма НК-2 на Olympus OM-4 + Zuiko 50 f1.8
Фотоплёнка Тасма НК-2 на Olympus OM-4 + Zuiko 50 f1.8
Фотоплёнка Тасма НК-2 на Olympus OM-4 + Zuiko 50 f1.8
Фотоплёнка Тасма НК-2 на Olympus OM-4 + Zuiko 50 f1.8
Фотоплёнка Тасма НК-2 на Olympus OM-4 + Zuiko 50 f1.8
Фотоплёнка Тасма НК-2 на Olympus OM-4 + Zuiko 50 f1.8
Фотоплёнка Тасма НК-2 на Olympus OM-4 + Zuiko 50 f1.8
Фотоплёнка Тасма НК-2 на Olympus OM-4 + Zuiko 50 f1.8
Фотоплёнка Тасма НК-2 на Olympus OM-4 + Zuiko 50 f1.8
Фотоплёнка Тасма НК-2 на Olympus OM-4 + Zuiko 50 f1.8
Фотоплёнка Тасма НК-2 на Olympus OM-4 + Zuiko 50 f1.8
Фотоплёнка Тасма НК-2 на Olympus OM-4 + Zuiko 50 f1.8
Фотоплёнка Тасма НК-2 на Olympus OM-4 + Zuiko 50 f1.8

 

Разумеется, половина успеха — заслуга объектива. Но ведь мы фотографируем на плёнку. Это значит, что на фотоаппарат ложится много функций, от него во многом зависит как будет выглядеть фотография, ведь он экспонирует плёнку. Фотографирует Olympus OM-4 прекрасно. Тут и говорить не о чем. Единственный мой объектив ему в этом помогает.

Бочка дёгтя

Вот только не мечтайте, что взяв в руки Olympus OM-4 вы мигом станете штамповать шедевры. О, нет! У него полно недостатков. Некоторые из них делают дружбу с ним невыносимой.

Сложность в работе

Пока вы снимаете в автоматическом режиме и не трогаете кнопки SPOT-замеров, у вас всё будет легко и просто. Смиритесь с тем, что 2/3 плёнки экспонировано откровенно халтурно и уповайте на художественную ценность, которая перекроет технический брак.

Но как только вы решите освоить его на 100%, то сразу почувствуете, что характеристика «профессиональный» для инженеров Olympus означала в девяностые именно «морочить голову». SPOT-замер — это неторопливая функция. Если ваш объект — памятник и никуда не собирается убежать, то полминуты на манипуляции с настройками он вам простит. А ребёнок уже нет. И прохожий в интересном окружении тоже. Проблемы будут с любым динамическим объектом. Оперативность по первой нулевая.

Сложно держать в голове эти непривычные режимы. Нужно мыслить как камера. Понимать, где Olympus пересветит или недостветит на автомате и помогать ему точечным замером. Это всё работает. Но этому нужно учиться. И научиться до автоматизма. Не только делать, но и думать быстрее.

Режимы «белого» и «чёрного» вообще мне непостижимы. Задним числом я понимаю, что где-то мог сделать снимок удачнее, если бы показал камере что в кадре чёрное. Потому что сам он решил чёрное сделать серым и в итоге получился брак. Но в процессе я этого даже не вспомнил.

Мануальная фокусировка по экрану

У моего Olympus OM-4 фокусировочный экран с клиньями Додена и с кругом микропризм. Помните, я говорил про ущербность съёмки на открытой диафрагме? По клиньям Додена сфокусироваться 100% точно на дифрагме f/1.8 невозможно. Нужно пользоваться микропризмами. А они такие маленькие, что мне нужно не меньше 10 секунд на эти манипуляции. Это чертовски трудно. Даже на ярком солнце. А в тени ещё труднее. И вообще невозможно, когда вы снимаете вечером. В сумерках такая фокусировка невозможна.

Забудьте про красивое размытие для портретов и фокусировку по глазу. Чтобы это провернуть, вам нужны навыки Соколиного Глаза. И время. И неподвижную человеческую особь. Как правило, ничего из этого у вас не будет.

Снимать хорошо и комфортно на объективы Zuiko получается с зажатой диафрагмой. И это нормально! Не потому что эти объективы какие-то ущербные. Нет! Это созвучно самой логике плёночной фотографии. Она этому учит. На зажатой диафрагме можно наводится по шкале объектива (помните шкальные фотоаппараты?). И не париться из-за легкой расфокусировки в видоискателе. Диафрагма сделает своё благое дело.

Тёмный видоискатель

Инженеры Olympus позаботились о подсветке шкалы экспонометра в видоискателе. Эта шкала — важная штука. Например, в автоматическом режиме она показывает какую выдержку намерен отработать фотоаппарат на этой диафрагме в таких условиях. Если вы снимаете на полтинник с рук, то выдержка 1/4 — не самый верный вариант сделать резкую фотографию. От снимка лучше отказаться.

В темноте шкалу не видно и нужно её подсветить. Кнопка есть, но лампочка очень тусклая. Считай, в сумерках шкалы ты не видишь. Это добавляет джаза!

Кольцо чувствительности с кольцом коррекции экспозиции

Следите за коррекцией экспозиции. На Olympus OM-4 нужно ручками выставить чувствительность плёнки. При этом кольцо коррекции экспозиции тоже поворачивается. Ну, вы понимаете… Будьте внимательны!

Общие впечатления

На меня Olympus OM-4 произвёл сильное впечатление! Почти полувекового возраста техника скрывает в себе такие возможности! При этом у меня двойственные ощущения от этих возможностей, потому что в 90% случаев я не успеваю ими воспользоваться. А пользуюсь им как мыльницей. Это ни в какие ворота!

Я тут не буду лить воду, что Olympus OM-4 располагает к неспешной работе. Чушь всё это! Серия OM у Olympus — профессиональные фотоаппараты, которые конкурировали с такими репортажными монстрами как Nikon F и Canon F-1. Уже не говоря о Leica. И конкурировали они на равных. Поэтому на него можно фотографировать репортаж и делать это технически правильно. Дело за малым — научиться.

Olympus OM-4, по моему, не тот случай, когда взял и пошёл снимать. Он плёночный-преплёночный. В нём предусмотрено всё, что было в то время для укрощения фотоэмульсии. Грех этим не пользоваться.

Поделитесь с друзьями!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *