Впечатления от Canon EOS R

Поделитесь с друзьями!

Тезисно фиксирую впечатления от Canon EOS R с момента распаковки до настоящего времени. В режиме «Обнаружил что-то новое — написал».

Пример видео на 4K

Введение

Если я не упомяну с чего я перешёл на Canon EOS R, у вас не будет полной картины. Итак! До Canon EOS R я одновременно снимал на Canon EOS-1D X Mark II (3 года) и Fujifilm X-T3 (год). Объясню почему это важно знать прежде чем читать мой субъективный отзыв. Я фотографировал на самый лучший репортажный зеркальный фотоаппарат и я с 2014-го параллельно сижу на беззеркалках (Fujifilm).

Это означает, что я знаю что такое:

  1. Настоящий репортажный автофокус.
  2. Электронный видоискатель.
  3. Фокусировка почти в полной темноте.

Через неделю после покупки я продал Canon EOS-1D X Mark II и Fujifilm X-T3. Вот теперь читайте, что да как…

Важно! Я не связан с компанией Canon. Мне не заплатили за отзыв. Мне не дали камеру на обзор, я её купил. Я не фанат Canon и спокойно смотрю в сторону других систем. И вообще, в пору перехода с 1D X M II думал соскочить на средний кадр Fuji или удариться в Nikon.

Поэтому мой отзыв максимально субъективен, это действительно моё и только моё мнение. Допускаю, что моё мнение может испортить кому-то настроение, оскорбить «религиозные чувства» и ещё каким-нибудь образом поднять волну негодования внутри.

Репортажная съёмка

За 2 месяца я досконально опробовал Canon EOS R в репортажной фотосъёмке. Почему такое внимание именно репортажу, а не другому жанру? Потому что Canon EOS R (да и беззеркалки в общем) хейтят в основном за слабость в репортажной съёмке. Так и говорят: «Беззеркальные фотоаппараты не способны снимать репортаж. Только зеркальные.»

Это неправда. Canon EOS R точно также, как и самые современные зеркалки (а по моим ощущениям даже лучше) снимает репортаж. Любой репортаж (Пишу «любой» для тех, кто упомянет какой-нибудь «специфический» репортаж, типа футбола. Для справки: фотосъёмкой футбола я занимался с 2013-го по 2018-й.). На EOS R я попробовал фотографировать детей, театр (его много в моём инстаграме) и спорт (соревнования по бегу, как сбоку, так и во фронт).

Никаких ограничений для фотографа не обнаружил. Мне есть с чем сравнить, ведь я 3 года работал с Canon EOS-1D X Mark II — лучшим репортажным фотоаппаратом с 2016-2018 гг.

На Canon EOS R фотографировать удобнее, чем на «единичку». Помогает поворотный экран и безупречный автофокус.

Не хочу ни с кем спорить. Если у вас не получается фотографировать на беззеркальный фотоаппарат, то при чём тут я? У вас свои предпочтения фототехники, у меня свои. Я описываю свои ощущения, делаю это субъективно и Canon мне не платит (не даёт бесплатно камеры на тесты, не дарит их как некоторым фотографам). Я покупаю фотоаппраты за свои деньги, максимально дотошно «потрошу» и если нахожу неудобными, продаю. О чём так же честно пишу.

Динамический диапазон

Я полгода гонял его ДД в хвост и в гриву. У Canon EOS R самый широкий динамический диапазон из всех фотоаппаратов, что мне довелось держать в руках. Мои наблюдения: из светов RAW тянется без шумов. Из теней с шумами.

Как он вытаскивает детали из пересветов меня особенно впечатляет. Беру фотографию с белым выбитым небом. Убираю света и там, где был однородный белый, появляются облака и голубое небо.

Из RAW получается достоверный HDR. Я настроил себе проявочный пресет в Lightroom. Он убирает 100% света и вытаскивает 100% теней и чёрного. Как правило, всю постобработку я начинаю с этого пресета. Так я смотрю, что у меня вообще есть на старте.

Ни один другой фотоаппарат в моей практике не давал такой возможности. Когда у тебя широкий ДД, ты можешь делать вот такие «плёночные» фотографии на цифре. И это в полдень, когда солнце в зените и даёт контрастные тени.

Пример фотографии на Canon EOS R + Canon RF F2.8L IS USM
Canon EOS R + Canon RF F2.8L IS USM
Примеры фотографий на Canon EOS R + Canon RF F2.8L IS USM
Canon EOS R + Canon RF F2.8L IS USM

Фотографии

Canon EOS R фотографирует лучше, чем 1D X Mark II. Так не должно быть, но… Впрочем чему я удивляюсь? Между этими фотоаппаратами 4 года — пропасть по меркам современных технологий. 1D X Mark II был на момент выпуска лучшим по автофокусу и самым скорострельным. Но время идёт. Такие автофокусы теперь у всех современных фотоаппаратов. По скорострельности его делает даже X-T3 (который я продал и объяснил причину), а он в 4 раза дешевле.

Поэтому сравнивать Canon EOS R корректнее с Fujifilm. Но мне это пока не удаётся — у меня нет профессионального объектива на мой X-T3. И я не уверен, что появится. Потому что теперь у меня есть профессиональный Canon точно такого же размера. Только полнокадровый. Посмотрел я на последние объективы Fujifilm — почти все по килограмму. Если для качественного изображения такой вес необходим, я лучше куплю RF-объективы.

Купил:

Заметил, что картинка на моих старых EF-объективах стала резче, красочнее, породистее (как меня полоскали в официальных группах Canon за это «породистее»!). Может быть я сам себя убеждаю. Что точно — картинка мне нравится!

пример фотографии с Canon EOS R
Пример фотографии без обработки: Canon EOS R + Canon 17-40mm f/4L USM
Пример фотографии без обработки: Canon EOS R
Пример фотографии без обработки: Canon EOS R + Canon EF 24-70mm f/4L IS USM
Пример фотографии без обработки: Canon EOS R
Пример фотографии без обработки: Canon EOS R + Canon EF 24-70mm f/4L IS USM

 

Эти фотографии демонстрируют возможности объективов, а не фотоаппарата. Надеюсь, вы понимаете разницу. Меня впечатляет как легко такие фотографии получаются на Canon EOS R!

В первую неделю я насиловал его в хвост и в гриву. Театральная постановка была кульминацией. Справился! Инстаграм, конечно, испоганил исходники, но в целом понятно.

Распознавание лиц

Театр фотографирую с автофокусом по распознаванию лиц. Такая съёмка — чистой воды репортаж. Кто говорит, что:

  1. EOS R не для репортажа;
  2. фукция распознавание лиц тупит и фокусируется не на том лице;

не умеют фотографировать. Или на «вы» с репортажной фотосъёмкой. Я с 2013-го набираюсь опыта в репортаже (если это кому-то не кажется достижением, я готов поспорить и посоревноваться «в поле»). В моей практике самые сложные репортажи: футбол, портреты бегунов, автогонки, съёмка крещения в храмах на мануальный объектив, дети, животные, театр, стрит… На разные фотоаппараты. Я снимал репортажи на плёночные мануальные камеры. Мой вердикт: Canon EOS R — один из лучших фотоаппаратов для репортажной съёмки, мною использованных.

Canon EOS R распознаёт лицо в такой темноте, когда его уже не видят мои глаза. Не забывайте о том, что техника не сделает за вас работу. Это только инструмент. Он будет фокусироваться там, где захочет, выбирать лицо, которое захочет и бросать объект когда захочет, если вы не управляете процессом. У меня была съёмка театральной постановки, когда на сцене стояли два карандашных портрета в натуральную величину. Фотоаппарат 1,5 часа предпочитал эти «лица» лицам актёров. В таких условиях нужно уметь работать с автофокусом по лицу.

Когда у вас в кадре один человек, с фокусировкой по лицу справится и медведь. Когда в кадре много людей, а вам нужен один из них, начинается работа фотографа. Я научился быстро «накидывать» автофокус на нужное лицо, когда в кадре их два. Автофокус выбирает понравившееся лицо по своему усмотрению. Это не всегда совпадает с моим замыслом (50 на 50%). Нужно уметь быстро перекинуть фокусировку на нужный объект.

Съёмка по экрану — один из мощнейших инструментов Canon EOS R. Обязательно его освойте! Это сделает ваш репортаж молниеносным. Пользоваться видоискателем на R-ке — в некотором роде атавизм. Экран у него просто роскошный и по нему работать удобнее. Но для этого нужно отказаться от привычки глядеть в видоискатель.

«Ложки дёгтя»:

  1. В синем свете (а такая ситуация в театре — обыденность) фокусировка частенько выключается. Не только по лицу, а вообще. В другом цвете этого не заметил. Только синий. В приглушённо красном нужно больше света, чем в нейтральном. Это легко проверяется экспокоррекцией.
  2. Пожилые лица с бородой и в очках не распознаются. Что удивительно. С затылка, буквально, цепляет; в профиль — без проблем. А добавь на лицо растительности и распознаванию конец.

Распознавание глаз

Следует отдельно поговорить про фокусировку Canon EOS R по глазам. Она включается опционно. Глаза он видит довольно далеко. Фокусировка по глазам снижает количество брака. Потому что фокусировка по лицу на светосильном объективе может выбрать не ближайший глаз. И даже вообще не глаз. И лицо будет «мыльным». Использование фокусировки по глазам чуть изощрёнее, требует большего внимания, но полностью рабочее.

Работа с мануальной оптикой

Новыми красками заиграл любимый объектив Carl Zeiss Planar T* 1.4/50 ZE. Я его втихую списал на пенсию. Но попробовав с Canon EOS R, выяснил, что мануальными объективами управлять на этой фотоаппарате просто сказочно! Помимо привычной подсветки контуров в фокусе, EOS R даёт ещё один инструмент — подсказку фокуса в MF. Его надо видеть, чтобы понять о чём речь. Очень удобная штука. Нигде не видел более удачного решения. С его помощь для пробы я без труда поймал в фокус на F 1/1.4 ребёнка на качелях. И не один раз, а три раза подряд из трёх. Ребёнок при этом раскачивался на меня, во фронт. Т.е., то удаляясь на максимальное расстояние, то приближаясь.

Canon EOS R — король фокуса!

Вот портреты на CZ 1.4:

Пример фото на Canon EOS R + Carl Zeiss Planar T* 1.4/50 ZE
Пример фото на Canon EOS R + Carl Zeiss Planar T* 1.4/50 ZE

 

Размер

Он маленький. Я беру свои слова про кирпичи обратно. На незначительные миллиметры отличается от X-T3 (который для меня реально мал). После 1D X Mark II крошечный.

Объектив RF пока не купил — не уверен в выборе системы продаю EF-объективы и беру. Использую свою EF-оптику через переходник. Переходник добавляет 2 см. Мне на это наплевать. Но я хочу использовать всю мощь нового байонета.

Sigma в начале 2020-го объявит какие объективы сделает для байонета RF. Значит будут сверхрезкие и светсветосильные объективы со стандартными и с необычными фокусными на мой новый фатоаппарат.

Canon запатентовал абсолютные новинки. Мне особенно интересны 28-280 F2.8 и 18 F1.0(!). А как вам 135 1.4? Это же фантастика! Поэтому я притормозил с покупкой существующих RF-объективов.

На 18.12.2019 с RF-объективами бардак. Первая волна худо-бедно продаётся. Это фиксы 35, 50 и 85 мм. Продаются 24-105, 24-70 и 28-70. Есть и 24-240. Ни один из них мне по религиозным соображениям не подходит. Купил Canon RF 15-35 F2.8L IS USM и Canon RF 70-200mm f/2.8 L IS USM.

Эргономика

Сколько же я насмотрелся хейта в Youtube про его хреновое управление! Для меня в эргономике EOS R ничего нового. В особенности переключение режимов съёмки по кнопке. Для меня это наоборот привычно — так сделали в 1D X Mark ll. У него нет отдельной крутилки как на младших моделях и я считаю это решение профессиональным.

Честно говоря, вообще не вижу пока никаких для себя нововведений. После Fujifilm X-T3 мне тут всё родное. Уж точно не стану визжать от восторга на счёт слежения по глазам и лицу. Это для меня данность в 2019-м.

Мне не интересно как включается видео. Я его не включаю. Поправка: включаю и ещё как включаю! Видео роскошное, электронная стабилизация работает, всё круто! Особенно нравится как Canon EOS R склеивает таймлапсы.

Слайдер, который так всем не понравился, мне наоборот зашёл. Поставил туда ISO. Быстрые кнопки пока вообще не настраивал. Быстрое меню в этом плане привычно.

Поставил на электронный затвор (в беззвучный режим). Отключил проигрывание готовой фотографии. Убрал звуковое сопровождение автофокуса. Так мне уже привычнее, чем стандартное кэноновское пикание фокусом и громыхание затвором (кстати, он тихий настолько, что в театре фотографирую с затвором).

Нахожу подтверждение фотографии не таким удачным, как на X-T3. В этот момент мигает белая рамка. Не самый удобный вариант, но за неделю привык.

Кнопка включения хреновая, говорите? Да вы ещё Fujifilm не юзали! Для меня такая удобна. И хрен с ней, что слева.

Батарея более живучая, чем у X-T3. Не на проценты, а в разы. Полдня кручу-верчу-обновляю-изучаю, индикация не изменилась. Фотографировал ещё полдня — батарея наполовину. В театре отстрелял 650 кадров — ушла одна палочка на заряде. Т.е., говорит, что потерял 25%. Врёт наверняка. Но если даже половину, то это для меня выше крыши. Я воспитан на Fuji, там батарейка учит экономить. Если у меня Fujifilm в путешествии держит день, то Canon протащит неделю)))

Нацепил свой пёстрый-тканный ремень. Не люблю родные ремни, шею натирают. У Canon EOS R он ещё и узкий. Издевательство какое-то.

Вообще, советую вам пробовать побольше разных фотоаппаратов для развития моторики. Мне приходится использовать одновременно 3-4 аппарата и поэтому никакой новый не вызывает проблем. Я просто не привыкаю к кнопкам. Мне нормально видеть их там, где задумали инженеры. В этом плане Canon EOS R пока не стал ни открытием, ни проблемой. Лег в руку и вынимать не хочется.

Canon EOS R заточен под сенсорный экран. Пара съёмок и я это осознал. В нём никто не делал быстрой работы горячими кнопками и крутилками. Быстро получится только на экране. К примеру, захотел сменить ISO. Можно слайдером (секунда на разблокировку и ещё 2-3 секунды на выбор значения), а можно тапнуть по индикатору ISO на экране и пальцем выбрать значение (или любым колесом, если рефлексы по другому не позволяют). И так во всём. В быстром меню по периметру иконки параметров. Между которыми перемещаешься кнопками вверх-вниз. Это долго. Тапнуть по нужной — быстрее, чем любое другое решение. Джойстик медленнее, проверено. Даже горячая кнопка не так оперативна. В общем, учитесь сенсорной рулёжке и вкурите EOS R!

Отдельно хочу сказать про квадратик фокусировки, который народ пытается таскать полю видоискателя. В Canon EOS R вообще можно ничего по экрану не перемещать. Даже если у вас стоит фокусировка по центральной точке. На нём есть функция снимка по тапу на экран. Тапнул на любую точку, автофокус молниеносно переместился в неё и сам совершил снимок.

В какой-то момент поймал себя на мысли, что кайфую. Чего это вдруг? А-а-а! Поворотный экран. Я так к нему привык на X-T3… Без него низкие точки съёмки только лёжа. Это не всегда приемлемо. Поворотный экран — это маст хэв в 21 веке!

Попробовал селфи с экраном вперёд. Это волнительно, у меня такое впервые. И теперь я понял какой удобный это инструмент!

Кроп 1.6

Интенсивно использую электронный кроп 1.6. Это удлиняет мои 200 мм до 320 мм. Что в полтора раза приближает меня к объекту. Там, где поясной портрет, я делаю лицо крупным планом. Фишка стоящая! Качество не падает, снижается количество мегапикселей (что даже лучше).

Матрица, разрешение

Вижу разницу между 30 Мп и моими предыдущими 20-ю с небольшим. Запас для кропа увеличился. Охерительный запас в светах. В родном проявщике DPP 4 взял пересвеченный кадр и понизил яркость на 3 ступени. Проявил света и увидел все детали без деградации.

Динамический диапазон по сравнению с 1D X Mark ll шире. Сравнивать с Fujifilm X-T3 трудно, они там шаманят электроникой по страшному и подключают HDR даже когда не просишь. Картинка на Fujifilm может и ровнее, но лица пластмассовые.

Баланс белого

Кэнон воткнул в EOS R новый профиль баланса белого. Народ окрестили его «Белее белого». Если выставить этот профиль, то Canon перестаёт желтить. На один козырь меньше у хейтеров Кэнона)

Приложение, коннект с телефоном, обновление прошивки

Коннект со смартфоном пока выглядит замороченным. По крайней мере, в первый раз. На X-T3 это было проще. Зато Wi-Fi и Bluetooth. Когда понадобилось скинуть фотку — это произошло самом собой и моментально)

Обновил ПО до версии 1.4. По воздуху, как X-T3 не обновляется. Только руками: загрузи файлик с сайта на карту, вставь карту…

Донат автору в благодарность: https://www.donationalerts.com/r/vesnin_sergey

Canon EOS R5

Свершилось! Canon презентовал свой новый R5. Вот что я о нём думаю

Поделитесь с друзьями!

5 комментариев

  1. Сергей, здравствуйте!
    Собираюсь приобрести эту камеру, поэтому ооочень внимательно читала ваш обзор! Спасибо! Есть несколько вопросов, очень надеюсь на вашу помощь! Первый вопрос: будет ли нормальная картинка с Canon EF 24-70mm f/2.8L (с первым!)? Очень люблю этот объектив… Существует мнение, что с такими матрицами хорошо работают только объективы второго поколения. Так ли это?
    И ещё один вопрос, важный: у некоторых моделей затвор БЗК опаздывает на микросекунду по сравнению с зеркалками. У меня, кроме зеркалок, есть БЗК Олимпус, которым движущиеся объекты снимать невозможно именно по этой причине — запаздывает, не понимаешь, что снимаешь) У Canona R есть такая особенность или всё в норме? Нет претензий к зеркалкам, кроме одной — тяжжжёлые, заразы…) Поэтому хочется перемен.)

    1. Здравствуйте, Елена! Спасибо!
      1. Я не совсем понимаю почему Canon EF 24-70mm f/2.8L будет плох на Canon EOS R. Если он не разрешает матрицу в 30 Mpx, то понятно. Но подозреваю, что разрешает. Поэтому проблем быть не должно. И что-то мне подсказывает, что если он вам нравится на вашем фотоаппарате, то продолжит нравиться на новом.
      2. У Canon EOS R затвор не запаздывает. Я примерно понимаю о чем вы говорите. У меня был Fuji X-Pro 1, обзор есть на этом сайте. Он мне не понравился своей задумчивостью. Нажимаешь кнопку, а автофокус рыскает. Но если автофокус отключить, ничего не рыскает и спуск моментальный. Камера 2014-го года, когда БЗК были еще во многом сырыми. В Canon EOS R лучший автофокус от Кэнона, там вообще все моментально. Никакой задержки после спуска у него нет.
      3. Я тоже перешел с зеркальных аппаратов по причине веса. В остальном они меня устраивали. Но вот когда окончательно перешёл и уже не на игрушки типа Fuji X-T3, а на полноценную камеру, то понял, что в БЗК есть много полезного. Я усиленно использую электронный затвор: бесшумная съёмка и затвор не изнашивается. Я уже давно привык видеть фотографию ДО спуска, потому что электронный видоискатель и экран покажут освещенность, а на зеркалках для этого нужно сделать фотографию и анализировать уже ее. Грохот зеркала — это уже пережиток прошлого.

      1. Сергей, спасибо за быстрый ответ! Буду пробовать… За БЗК — будущее, это точно. С удовольствием читаю ваши материалы. Пишите чаще!

  2. Здравствуйте, Сергей. Хочу перейти на Canon R, фотографирую чаще портреты, улица и студия. И уже настроилась его покупать, но недавно посмотрела презентацию R7, и прям загорелась. Понравилось, даже очень. И вот теперь не знаю, что купить. Посоветуете!

    1. Здравствуйте, Елена! Я смотрел обзор R7. Смущает, что на него всего 2 штатных объектива и это начальные модели. Я не знаю, подходят на него зеркальные EF-S через какой-нибудь хвост. Но и там не топовый уровень (мягко выражаясь). Вот мои сомнения на счет R7. Прозондируйте оптику. Это ваш ограничитель.

Добавить комментарий для Сергей Веснин Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *