В уличной фотографии есть неписанное правило: не фотографировать бездомных. Я неоднократно натыкался на это правило в разных источниках.
У меня такая избирательность вызывает удивление. Почему нельзя именно бездомных? Говорят, это унижает достоинство бездомного. Что он не может убежать, если просит милостыню. Что бездомные, как правило, люди с заниженной самооценкой и у них не хватает духу послать фотографа, когда неприятна фотосъемка.
Пусть у читателя не возникает впечатления, что я агитирую фотографировать бездомных. Или фанатею от такого узкого жанра. Я про другое. Я вижу уличную фотографию правдивым рассказом про город. Про красоту и счастье, про горе и грязь. Может ли фотограф избирательно подходить к фотосъемке? Да. Может ли уличный фотограф выбирать объект для съемки? Да. Фотограф всегда выбирает что снимать. Вообще, фотосъемка — это постоянный выбор из множества возможностей. Если фотографу кажется интересным человек, внешне напоминающий бездомного, обязан ли он опустить фотоаппарат и пройти мимо? Не уверен.
Стрит подразумевает правдивый пересказ. Это слепок ситуации на улице города. Такой композиции больше никогда не сложится, не повторится. Героем ситуации становятся дети, беременные, служащие, старики, животные, калеки, толстяки, сумасшедшие, пьяницы, проститутки… Все мы играем в одном большом театре города отведенную роль. Выглядим смешно, по-дурацки, глупо, мешковато, двусмысленно, заносчиво, плаксиво в разные моменты. Нас видят окружающие люди, фиксируют в памяти, забывают…
Фотография не делает людей красивее. Не уродует (если только фотограф не постарался сделать это). Художественная фотография не делает девушку красивее. Таковой её делает макияж, ракурс и Photoshop. Фотосъемка — фиксация момента. Фотография не сделает вас уродливее, если вы ковыряете в носу на людях. Это лишь фиксация момента. Унижает ли ваше достоинство фотография в неподходящий момент? В свете вышесказанного — она не может этого сделать априори.
Унижаем ли мы бездомных, когда фотографируем? Нет. Посмотрите фотографии великих. Индия, Африка, Бразилия… В этих странах столько бездомных в городах, что снимая фотоаппаратом на вытянутой руке, не глядя, вы всегда зацепите в кадр бездомного. А Индия и Бразилия вообще интересны для фотографа именно обездоленными. Где еще встретишь такой груз пережитого в глазах детей и стариков?
Я не призываю бежать искать бездомных. Но не нужно шарахаться и избегать сюжетов с бездомными. К слову, на кадре в начале статьи не бездомные. Это профессиональные попрошайки возле храма. Привыкли, что подают щедро и оттого наглые и грубые. Я знал, что получу эмоциональный кадр, если подойду. Это городская жизнь, я только передал зрителю мгновение. Бесстрастно…
Мнения пишите в комментариях.
Техника: iPhone, обработка Instagram.
В девяностых они у меня тоже нередко попадали «37-м» кадром, было конечно жалко их, но у каждого в этой жизни очень много вариантов развития, и тот горизонт событий на котором находятся они это в большей степени их выбор, а не злой рок, имхо…
П.с. Печалька….21 век на дворе, а социальная несправедливость только углубляется и расширяется, но это я ужжо расписываюсь в заскорузлом совковом воспитании … Всем мира и острого доброго мировосприятия!
Полностью согласен, Виктор. Неравенство — зло. Но многие выбирают такую жизнь сознательно.