Обзор Olympus XA с примерами фотографий

Обзор OLYMPUS XA

Поделитесь с друзьями!

Сохранил этот обзор Olympus XA для себя. Меня интересует этот фотоаппарат и, возможно, я его себе куплю. Тогда и проверю, насколько правдив этот обзор…

Я — Сергей Веснин, плёночный фотограф. Вот мой интернет-магазин фотоплёнки Filmoza. Вот какие фотоаппараты я использую:

Конкурентная среда для Olympus XA

Хроника современных компактных полнокадровых 35мм камер берет начало в 1967 году, когда впервые появился Rollei 35 – шкальная камера со складным объективом. В течение долгого времени – до появления, если быть точным, Minox 35 EL в 1976 году – этот маленький Rollei, в его разнообразных реинкарнациях производства Германии и Сингапура, безраздельно правил рынком. Затем, наступая на пятки более компактному и легкому складному Minox, Rikoh выбросил на рынок чуть более крупный FF-1 – складной шкальный аппарат с автоматом экспозиции, 35мм и все еще карманного размера, близкий по возможностям к пластиковому Minox; Vivitar также дебютировал со своим карманным автоматическим аппаратом 35EM со складным объективом.

В то время как Rollei 35 и 35S продолжали выпускаться практически без изменений, ни для кого не секрет, что эти чуть более крупные и тяжелые, практически аналогичные камеры встретили плотную конкуренцию со стороны современников Германского и Японского производства с приоритетом диафрагмы, в частности наиновейшего Minox 35GL.

Теперь и Olympus присоединился к схватке в области 35мм компактов со своим новым XA, расположившимся между Minox и Rollei по размеру и массе, но несущий в себе возможности, недоступные в любой другой 35мм камере – карманной или полноразмерной – из выпускавшихся доселе.

Обзор OLYMPUS XA
OLYMPUS XA

 

Однако этот факт вряд ли будет сюрпризом, если принять во внимание, что концепция и суть камеры были рождены главным конструктором Olympus, Y. Maitani, разработавшим такие блестящие и неординарные системы как полуформатный Olympus Pen и полноформатный Olympus OM.

Возможно самая удивительная вещь в XA – это то, что в отличие от четырех других перечисленных камер, XA не складывается и его объектив не «въезжает» в корпус при закрытии камеры. И каким, скажите мне, образом кто-то смог разработать полнокадровую 35мм карманную камеру всего около полутора дюймов в толщину без «выезжающего» объектива? Ответ: используя изобретательность в оптике. Объектив Olympus XA – нескладной Zuiko 35mm f/2.8 – использует оптическую схему, которая является, мягко говоря, уникальной. Эта схема из 6 элементов в 5 группах может быть наилучшим образом охарактеризована как «перевернутый ретрофокусный широкоугольный объектив», сконструированный для минимизации общей длины объектива (около 31мм от передней линзы до плоскости пленки) в сравнение с его фокусным расстоянием – по образу и подобию настоящих телеобъективов.

Для покрытия полного 35мм кадра в данном случае необходим задний элемент большого диаметра, и, для обеспечения жесткости и малой глубины, была выбрана внутренняя фокусировка (перемещением третьей оптической группы вперед-назад). Проблемы оптики, которые в результате должны были быть разрешены при таком неортодоксальном подходе, были огромны, как следствие, потребовалось применение стекол с высоким показателем преломления для контроля аберраций в поле изображения, а оптические элементы должны были изготавливаться и собираться с повышенными требованиями к допускам.

Стоила ли овчинка выделки?.. Одно преимущество можно назвать с уверенностью: такая конструкция позволила (инженеры-оптики могут поправить: неизбежно повлекла за собой) использование дальномера – вещи, недоступной во всех вышеперечисленных компактах. И, имея преимущество в точности фокусировки, предоставляемой дальномером, маленький Olympus фокусируется вплоть до 0.85м – это меньше, чем у конкурентов (кроме Ricoh).

Как вы возможно ожидаете, дальномер XA тоже не совсем обычен. С базой лишь чуть больше 5/8 дюйма, этот дальномер – один из самых короткобазных, когда-либо встроенных в полнокадровую 35мм камеру; фокусировка производится специальным рычажком внизу объектива и шкалы установки чувствительности пленки, при этом фокусировка по всему диапазону означает поворот рычажка на величину около полудюйма! Дистанция фокусировки (градуирована в футах в варианте для американского рынка) считывается через небольшой сектор, видимый с верхней стороны. Те, кому не понравится пользоваться рычажком, могут фокусироваться с помощью изогнутой поверхности нижней части пластикового кольца, к которой крепится рычажок.

Пожалуй лучшим подтверждением того, что XA задумывалась как исключительно карманная камера, является отсутствие отдельного чехла или крышки для объектива. Вместо них установлен несъемная сдвижная крышка, несколько неуклюже именуемый Olympus как «dust barrier». Во всяком случае это решение (довольно выпуклое с виду) столь же функционально сколь и необычно, выделяющееся эффективной защитой объектива и видоискателя – спереди и сзади – без значительного увеличения размеров камеры, а его плавные контуры позволяют легко класть и вынимать камеру даже в узкий карман. Что же насчет окошка дальномера, спросите вы? Не волнуйтесь. Как только вы начинаете закрывать крышку, маленькая шторка закрывает окно дальномера, формируя из камеры практически герметично закрытый «кейс». На самом деле, единственный аксессуар в комплекте – небольшой тканый ремешок, крепящийся на завес задней крышки (там даже белая стрелочка для напоминания об этой фиче).

Для открытия задней крышки необходимо закрыть крышку объектива и полностью поднять рулетку обратной перемотки. Внутри вы обнаружите хорошо отделанный пластиковый интерьер, довольно мощный замок задней крышки и приемную катушку со множеством прорезей под пленку, расположенную прямо под рифленым колесиком перемотки пленки (его конструкция позаимствована у «оригинального» Olympus Pen, аналогичные решения можно найти в компактных 35мм камерах Minox и Vivitar). Справа внизу от кадрового окна находится зубчатое колесико протяжки пленки. В верхней части XA находится небольшой, но четко различимый автоматический счетчик кадров (справа), прямоугольная оранжевая кнопка спуска (справа, ближе к центру), воздействующая на микро-переключатель, обеспечивающий мягкое и безвибрационное срабатывание, и примерно в середине, в рифленой секции над видоискателем, среди прочего, миниатюрный «излучатель», в некоторых условиях производящий не очень громкий, но тем не менее пронзительный звук (см.ниже).

Ну раз уж мы взялись за камеру, давайте перевернем ее «вниз головой» и посмотрим чем могут быть полезны расположенные там «штучки-дрючки». Кроме обычного набора из батарейной крышки (с вырезом под монету), кнопки обратной перемотки, и слегка децентрованного штативного гнезда, XA щеголяет небольшим рифленым рычажком, «украшенным» белой меточкой. В нормальном положении рычажок находится в положении «выключено»; поворачиваясь, он может занимать еще 3 положения с четкой и понятной маркировкой их значений. Первое положение – компенсация контрового света (backlight compensation) – вводит поправку экспозиции +1.5 ступени; размечена как «+1.5-back light»; чрезвычайно полезная функция в автоматической камере с приоритетом диафрагмы и отсутствием ручного управления выдержкой.

Без этой функции можно обходиться, корректируя значение чувствительности пленки, что однако грозит «забыванием» о поправке и браком, в XA не смотря на отсутствие индикации поправки в видоискателе не позволит фотографу забыть о ней – банально — из-за «торчащего» рычажка. При переводе рычажка во второе положение, помеченное «Check», то, если батарейки MX76 «живы-здоровы», происходит две вещи: камера издает продолжительный высокий звук и загорается красный светодиод около шкалы диафрагм на передней стенке камеры.

Последняя, третья позиция, помечена как «Self Timer» – автоспуск с задержкой 12 секунд, срабатывающий при условии полного открытия крышки обектива. Как Вы возможно догадываетесь, при этом задействуются вышеупомянутые светодиод и «пищалка», «пикающие» с частотой 2 раза в секунду для напоминании об активации автоспуска. Однако еще более замечательной вещью является то, что рычажок переключения функций в позиции «Self Timer» выдается примерно на 3/8 дюйма вперед, позволяя более-менее устойчиво поставить камеру на неровную или наклонную поверхность – весьма остроумное решение.

Ну вот мы достаточно освоили функциональность XA, давайте попробуем аппарат в деле. При закрытой крышке объектива, потяните вверх рулетку обратной перемотки для открытия задней крышки и зарядите пленку обычным способом. При закрытой крышке объектива и открытой задней стенке, камера допускает срабатывание затвора (выдержка при этом около 1/8 с) для обеспечения перемотки пленки при зарядке. Теперь захлопнем заднюю крышку, откроем переднюю и установим чувствительность пленки (ASA25-800) небольшим, но четко фиксированным колесиком непосредственно под объективом. Для съемки остается лишь (кроме проверки состояния батарей) установить желаемую диафрагму на вертикальной шкале справа от объектива (от f/2.8 до f/22). Для этого просто установите маленький заостренный переключатель так, чтобы его белая метка указывала на нужное значение апертуры. Если Вы доверили камеру новичку, которого может озадачить необходимость управления диафрагмой и фокусировкой, просто установите значения апертуры и фокусировки на оранжевые метки – это выставит объектив на гиперфокальное расстояние с достаточно открытой диафрагмой для съемки на допустимых выдержках, что позволит получить достаточно резкие снимки в большинстве ситуаций.

Примеры фотографий на Olympus XA

Пример фотографии на Olympus XA
Пример фотографии на Olympus XA
Пример фотографии на Olympus XA
Пример фотографии на Olympus XA
Пример фотографии на Olympus XA
Пример фотографии на Olympus XA
Пример фотографии на Olympus XA
Пример фотографии на Olympus XA
Пример фотографии на Olympus XA
Пример фотографии на Olympus XA
Пример фотографии на Olympus XA
Пример фотографии на Olympus XA

Поделитесь с друзьями!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *