Почему я продал Fujifilm X-T3 фотографу-путешественнику: отзыв после года использования

Отзыв после использования Fujifilm X-T3 целый год

Поделитесь с друзьями!

Год спустя продал свой Fujifilm X-T3. Объясняю почему.

Если фотоаппарат лежит на полке больше месяца, значит я его продаю. Это случилось с Fujifilm X-T3, без которого я не выходил на улицу даже за хлебом. Этому должны быть объективные причины. Разбираемся!

Для чего по моему создан Fujifilm X-T3

  1. Влюблять в себя внешне и тактильно.
  2. Снимать классное видео, в том числе, 10 bit 4K на 60 fps в log-гамме. Это профессиональный уровень.
  3. Делать хорошие фотографии.
  4. Не обременять весом и быть маленьким. Для этого у него традиционно кропнутая матрица.

В декабре 2018-го у меня был Canon EOS-1D X Mark II — огромный и тяжёлый как гиря. Мне нужна была повседневная камера для улицы и путешествий. С системой Fujifilm я уже был знаком. В третьей версии своего флагмана Фуджи исправили все косяки, которые меня отпугивали от этого бренда (слабый автофокус, тормознутость). Я нашёл в X-T3 то, что искал. Вроде бы…

А потом появился Canon EOS R

  1. Я купил Canon EOS R взамен Canon EOS-1D X Mark II.
  2. Я увидел воочию новые объективы Fujifilm и разочаровался.

После этого Fujifilm лег на полку на 2 месяца. Потому что:

  • Canon EOS R с full-frame матрицей фотографирует объективно лучше. Fujifilm с 2011 года ничего толком не поменял в своей матрице. Это примерно тот же датчик, что стоял ещё в первой серии камер давным-давно. Матрица и тогда не поражала воображение результатом, а в 2020-м и вовсе «грустная». Видео же на фотоаппарате мне не нужно (хотя оно на Кэноне есть и очень крутое).
  • Canon EOS R точно такого же размера, как и X-T3. Преимущество размера X-T3 потерял.
  • Современные объективы Fujifilm по размерам и весу сопоставимы с объективами Canon. Что в корне не вяжется с моей философией: мириться с более низким качеством фото в пользу габаритов и веса.
  • Внимание! Самая главная причина продажи Fujifilm X-T3 — он не достаточно мал для привычной мне street-фотографии. Понимаю, что для многих это станет откровением, но дочитайте до конца и поймёте о чём я толкую.

Объективы Fujifilm — моё страдание

На Canon у меня парк профессиональной оптики. А на Fujifilm X-T3 только один лёгкий китовый объектив 16-50 f3,5-5,6. Он со мной с 2014-го. Это хреновая линза, если честно.

С 2014-го я не могу выбрать себе объектив Fujifilm взамен киту. Их фиксы не слишком меня интересуют. Ведь повседневная камера должна быть универсальной. Зум-объективы универсальны. Но у Fujifilm нет приятных по фокусным расстояниям светосильных зумов. Более-менее интересный XF8-16mm F2.8 R LM WR с эквивалентом 12-24мм на FF — это почти килограмм веса и чудовищный размер. Да и ценник конский.

Кроме XF8-16mm F2.8 R LM WR в линейке Fujifilm нет уникальных  объективов, ради которых разумно терпеть их вес и размер. На каждый X Mount-объектив в системе Canon найдётся аналогичный и более дешёвый EF-объектив от Canon. А ещё под EF-байонет есть Sigma серии Art. Где более светосильные и интересные фокусные расстояния.

Новые объективы Fujifilm нарушают правила игры, которые производитель сам и объявил. Объектив Canon RF 70-200 f/2.8 L IS USM весит 1070 г. и имеет габариты 89,9 х 146 мм. Его близнец на системе Fujifilm — Fujifilm XF 50-140 f/2.8 R LM OIS WR весит 995 г и имеет размеры 82,9 x 175,9 мм. Т.е., он даже больше, чем полнокадровый! Но его владелец ни фига не получит боке и геометрию объектива 70-200 мм. А получит рисунок и боке именно 50-140 мм. Совпадут только углы обзора, но не всё остальное. Вы получите геометрию 140 мм и боке примерно как у F4.0. Что, согласитесь, не так интересно, как F2.8 на 200 мм!

Это касается любого другого объектива Fujifilm. Нужный угол обзора в 35мм эквиваленте я получить могу. И светосилу F1.4 на фиксах найду. Но размытие заднего фона будет не такое интересное.

Согласен, не всем и не всегда это и нужно. Есть покупатели, которым не так важен рисунок, как малый вес. Это в большинстве случаев предлагает Fujifilm: делает объективы хуже кэноновских. Но тогда и продавайте их дешевле! Цена за оптику — это ещё одна отпугивающая характеристика системы Fujifilm, если честно!

Но даже если бы идеальный объектив Fujifilm существовал…

На мой взгляд, идеальными у Fujifilm выглядят 3-4 объектива:

  1. «Блинчик» 23мм F2.0, который стоит на фотоаппаратах серии X100.
  2. «Блинчик» XF27mm F2.8.
  3. Почти «блинчик» XF18mm F2 R.
  4. И… XF200mm F2 R LM OIS WR, ради которого я собирался сделать систему Fujifilm основной для себя.

Почему «блинчики»? Потому что у них самая маленькая толщина. С ними X-T3 теоретически влезет в карман. Куртки, разумеется. Не в джинсы и не в карман рубашки. Но и карман куртки — уже достижение! С остальными объективами он не лезет вообще никуда, только висит на шее.

С «блинчиками» засада:

  • Объектив 23 F2.0 идёт только в комплекте с камерой. С хорошей, но не такой навороченной как X-T3. Без поворотного экрана. И даже будучи хуже, чем X-T3, всё равно слишком крупной для кармана брюк или рубашки. Идеальный фикс 35 мм в эквиваленте полного кадра. Да, не самый светосильный, но по отзывам безупречный по качеству картинки. Минус — это камера в комплекте)
  • XF27mm F2.8 тёмный. И это чистой воды маркетинг. Если его сделать 2.0 (а лучше 1.4!), любая младшая модель Fujifilm с таким объективом (типа Fujifilm X-A5 или Fujifilm X-A7) убьёт продажи дорогой серии X100. Объектив у серии X100, который не продаётся отдельно, — 50% успеха её продаж. Кроме того, 28мм на кропе — это 41мм в 35 эквиваленте. Так себе фокусное, на любителя. Шириком уже не назвать. Для меня этот блинчик не подходит ни по фокусному, ни по светосиле. И его не так хвалят, как 23 F2.0. Он хуже.
  • Есть ещё XF18mm F2 R. Довольно светосильный, но уже пухленький. И фокусное ни туда, ни сюда. Уже не ширик, но еще не 35мм (которые я считаю самыми универсальными для нормального фикса).
  • XF200mm F2 R LM OIS WR — это пустая трата $6000, если ты не можешь поставить на фотоаппарат какой-то ещё объектив (по причинам, описанным выше). Он безусловно хорош, но что делать с остальными фокусными? Сидеть же на системе X Mount только из-за одного чудесного объектива — это, извините, нонсенс. 

Ей богу, у меня вырисовывалось красивое светлое будущее: я делаю Fujifilm единственным и постоянным фотоаппаратом. Как заведено, меняю модели по мере выхода новых. Для работы у меня XF200mm F2 R LM OIS WR и XF50-140mm F2.8 R LM OIS WR. Для отпуска какой-то универсальный зум типа XF10-24mm F4 R OIS, для портретов отвлечённо XF56mm F1.2 R или XF90mm F2 R LM WR. И все счастливы! Пускай картинка будет чуток хуже. Пускай боке как будто диафрагму закрутили на стоп от номинала. Главное — не нужно таскать 1,5кг тушки! Это я сейчас про топовую зеркалку Кэнона. После которой уже не можешь смотреть на 5D Mark II или D850. По моим ощущениям, Fujifilm X-T3 выдавал что-то близкое с ними. Чуток хуже, но не менее быстро. Мне хватало)

Планы нарушил Canon EOS R. Который уложил на лопатки мой 1D X Mark II. После которого на фотографии Fujifilm стало больно смотреть.

Оставалась только одна причина оставить Fujifilm X-T3 — стрит фотография. Какой-нить плоский объективчик и вперёд! Но…

Fujifilm и стрит-фотография

Я категорично заявляю: Fujifilm делает слишком большие фотоаппараты, они не подходят для street-photo. Я люблю Full-contact стрит. Термин сам выдумал. Когда я подхожу вплотную и снимаю лицо. Что-то вроде вот этого:

Поднести к чужому лицу незаметно такой выдающийся фотоаппарат как Fujifilm непросто. Его не спрячешь в руке, выглядит слишком профессионально. Жестикуляция с такой громадиной рядом с чужими лицами выглядит подозрительно.

Для таких фокусов куда лучше подходит Ricoh GR II (III). В которую запихнули APS-C датчик ровно такого же размера, что стоит в системниках Fujifilm. Который управляется одной рукой. Значит, технологически это возможно. И значит, Fujifilm здесь недорабатывает, раз у неё в линейке нет маленького компакта с APS-C матрицей. Подозреваю почему! Ведь такая камера убьёт продажи старших моделей. Не всем нужны флагманские функции и дикая цена. Большинству хватит быстрого автофокуса, фирменных пресетов на матрице APS-C, упакованных в корпус размером 100х60х40 мм. У таких камер даже шейных ремешков не делают, потому что их носят в кармане.

За неимением альтернативы в линейке Fujifilm, фанаты бренда вынуждены переплачивать за ненужные им функции. Я переплатил в X-T3 за видео 4К (не снимаю видео вообще), а искал миниатюрность и оперативность уровня Canon 1D X Mark II. Пока не было Full-frame зеркалок от Canon и Nikon, всё было нормально. Как только появилась альтернатива по размерам и стоимости, но при этом на голову лучше фотографирующая, Fujifilm лишился в моих глазах всей прелести.

X-T3 не подходит для работы одной рукой. Full-contact стрит — это одна рука. В который лежит невзрачная компактная камера. Хороший пример — Canon PowerShot G9 X Mark II и PowerShot G7 X Mark III. У последнего светосила объектива 1.8! Значит, это возможно)

Одной рукой я снимаю незаметно. Рука с фотоаппаратом болтается у чужих лиц, разумеется, это съёмка не глядя (если вы не умеете снимать «от живота», то street не для вас). Когда я беру фотоаппарат в обе руки и начинаю визировать через видоискатель, street-фотография превращается в постановочную фотосессию. Объектами которой выступают недовольные агрессивно настроенные люди. Не мой жанр)

С X-T3 стрит не получается незаметным. В результате у меня за год критически мало стрит-фотографий. Довод для меня убедительный…

Заключение

Покупатель моего X-T3 — фотограф-путешественник из Краснодара. Он умнее меня и понимает зачем его берёт.

Сейчас я на улице без камеры. Выбираю подходящий. Буду признателен за советы в комментариях. Какую камеру мне купить для путешествий и стрита?

Поделитесь с друзьями!

16 комментариев

  1. Доброго. Вы сами написали про Ricoh GR II (III) — это первые кандидаты на покупку. Конечно — лучше III модель, но если денег жалко — можно и II.
    Минусы — туда-сюда выезжающий объектив. Читал достаточно много отзывов что при активной эксплуатации, не всегда чётко контроллируемой(а при стрите порой всякое бывает) — часто ломается этот самый механизм объектива. Но зато — никаких крышек, нажал кнопку — фотоаппарат готов.
    Как вариант Fujifilm XF10. Объектив так же чуток выезжает, но совсем немного, этим почти можно пренебречь. Минусы — крышка на объективе, что сказывается на скорости реагирования, а без крышки в карман складывать тот же — можно поцарапать стекло. Как вариант — защитный фильтр покупаемый на Aliexpress. Еще один из минусов XF10, достаточно весомый — жутко медленный автофокус, сам по себе он годится только для постановочных кадров и тех где нет быстрой смены сюжета, о резком моментальном стрите в таком варианте можно забыть, но спасает режим Snapshot, когда объектив фокусируется например на 2 метрах, диафрагма 8. Тогда всё быстро и просто, ценой потери некоторой резкости в определённых сюжетах(нужно просто помнить об этом и понимать зачем ты вообще таким режимом пользуешься), но в целом — всё очень не плохо. Цена даже меньше чем за Ricoh GR II.

    1. Здравствуйте! Спасибо большое за совет. Вы говорите про минусы камер и я вам за это благодарен вдвойне. Меня тоже беспокоят выезжающие хоботы. Подержал в руках Canon PowerShot G7X Mark II и расстроился только из-за длинного объектива на коротком конце. Вот бы такой фотоаппарат с невыезжающим «блинчиком» 15-17 мм эквивалента! Чтобы настоящий широкоугольный объектив! Его минимальные 24 мм для меня ну никак не широкий угол. Нет излома перспективы и интересной геометрии.

      Серьезно смотрю на Ricoh. Я не стеснён в бюджете. Но 70 тысяч за такой объектив считаю чрезмерной ценой. Просто в голове пока не укладывается.

      На Fujifilm XF10 смотрел как на возможного кандидата. Спасибо, что рассказали про автофокус. Вычёркиваем. Я так намучился с автофокусом X-Pro1, что до сих пор передёргивает)))

      1. Да да, после Canon и X-T3 автофокус будет именно как на X-Pro1. Только режим Snapshot спасет, но это некий компромис.
        Как вариант еще — Panasonic Lumix LX100 II
        Да, матрица дваждыкроп, но в целом — не страшно. Зато какой интересный объектив — 24-75 мм, f /1,7-2,8.
        Не знаю конечно какая куртка, но по идее, в хорошую такую зимнюю — влезть должен. Цена правда — опять теже 70 т. руб, или около того.

        1. Спасибо! Этот Панасоник тоже рассматривал как вариант. И даже его старшую сестру) Понравилось и то, что 4/3, а не 1′. Начитан, что у неё море прикольных функций, типа склейки кадров для получения резкости по всей глубине. Это подкупает.

          1. Панасоник этот очень нахваливал Eric Kim(известный в западных кругах уличный фотограф и не только) именно для стрита и как раз из-за широкого(22 мм) угла. По факту там же 10.9-34, что имеем в ЭФР 21.8. Мне кажется, действительно, очень интересный вариант, по компактности, универсальности объектива, интересным возможностям. Сам всегда держу его в уме.
            Ну либо — взять Olympus PEN(PL6/7/8/9 либо PEN-F), плюс объектив блинчик, у Panasonic они есть. Но не все объективы там быстрые-резвые, нужно читать отзывы.
            Так же, можно рассмотреть iPhone из последних версий, в чехле с кольцом под указательный палец, чтобы было удобнее держать. Этот вариант именно для стрита.

          2. Сейчас у меня для стрита только собственный смартфон. Осознаю, что современные смартфоны с широкоугольной камерой отлично для этого подойдут. Кстати, не знал про такой чехол. Спасибо!

        1. Здравствуйте, Александр! Вы наступаете на больную мозоль) У меня опять зашевелился червячок. Это какое-то обожание продуктов Fujifilm. Мне всегда импонировала серия X100. И текущая модель видится идеальной. Они избавились от всех болячек, «выровняли» автофокус, но не растеряли шарма!

  2. У меня фуджи хт 30. До этого был Кэнон 5D Mark 3. Сначала был доволен фуджи. Пока не купил полнокадровую Leica Q2 с несменным объективом 28 мм f1.7… Очень. советую, идеальная камера для стрит фот. Бескомпромисная

      1. @denis_vinar в инстаграмм мой адрес, можно посмотреть примеры )) могу и рассказать впечатление от Лейки… Первый раз в жизни я могу фотки без обработки заливать в готовые работы. Кроме того, вообще не понимаю что можно там обрабатывать ))

  3. Для стрита берите ом-10 или ом-4, плюс внешний экспонометр и любительскую плёнку, чтобы выправляла возможные огрехи экспонометрии. Или дальномерку с Индустаром, у него ГРИП большая на закрытых, можно наводиться как шкальником от пуза.

  4. Как в итоге всё решилось, год спустя?)
    Снимаю на e3, бед не знаю) На роль маленькой камеры по вашему описанию, кажется, подходит е4, но с хватом.
    И, поправка, объектива 16-55 f3,5-5,6 не существует) Вы, наверное, имели вииду 16-50, а 16-55 только здоровый 2.8, у которого, кстати, очень нравятся боке и фокусные для такого штатника

    1. Здравствуйте, Максим! Год спустя я фотографирую на плёнку. Цифра только для коммерции и для стриминга. Для съёмки на ходу — Айфон. Вы абсолютно правы на счет объектива.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *