Юпитер-21М у меня с 29 декабря 2013 года. Я запомнил дату, потому что когда мы с продавцом объектива торговались в машине, мимо с сиренами промчалась колонна спецтехники. Через 10 минут мы уже знали, что в Волгограде произошёл терракт на вокзале.
История
В то время Авито наводнили объявления по продаже старой советской оптики. Я дождался с eBay переходника с EF на м42 и подыскал свежий Юпитер-21М. Предварительно я начитался отзывов и примерно представлял сильные и слабые стороны объектива.
С продавцом договорился, что сделаю пробные снимки, посмотрю на экране и если понравится, куплю. В результате я его купил. В тот же вечер я фотографировал ночную Волгу, дорогу с автомобилями, огоньки, мост. На следующий день гулял с ним днем. Снимал на Canon EOS 5D mark II.
Это был первый телевик после Canon EF-S 55-250mm f/4-5.6 IS, который я использовал на кропе Canon EOS 400D. Я не учёл, что Canon EF-S 55-250mm f/4-5.6 IS делал из 250 мм длинного конца 400 мм. И первое время недоумевал, почему не могу приблизить изображение так же, как на старом фотоаппарате. Надо было брать для экспериментов 300 мм, к примеру, Таир-33 4.5/300.
Внешний вид
Железка весом в килограмм, с железной блендой в виде выдвигающегося тубуса. Широкий переключатель диафрагмы, широкий маховик фокусировки. Тяжелая штука в кожаном тубусе.
Резкость, контраст
Это мануальный неавтофокусный объектив с прыгающей диафрагмой. Я имею обширный опыт фотосъёмки на мануальные объективы. Долго фотографирую на Carl Zeiss Planar T* 1.4/50 ZE, поэтому проблем с фокусировкой не испытывал.
С диафрагмой я не экспериментировал, мне хватает f/4 для всех задач и укручивать её не вижу смысла. Я почти всегда фотографировал в ручном режиме (М) моего фотоаппарата, потому что экспонометр Canon EOS 5D mark II с ним не подружился.
При правильном освещении контраст удовлетворительный. Проблема в нечернённых лепестках диафрагмы, они бликуют и дают белесый муар. Это убивает контраст. В контровом свете объектив блекнет совершенно неудобоваримо. Вообще, фотографии желательно тянуть по контрасту даже после съёмки в солнечный день.
Цвет Юпитер-21М передаёт корректно, но не достаточно полно. Т.е., не искажает, но часть скрадывает. Фотошоп в помощь.
Резкости Юпитер-21М хватает ровно настолько, чтобы похвалить древнюю советскую оптику. Вроде резко, но это неактуальная резкость на сегодняшний день.
Размытие заднего фона
Юпитер-21М жестковато размывает задний фон. Контрастные полосы в зоне нерезкости двоятся. Но картинка не лишена некоторых дефектов, что делает фотографию поживее, чем у Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM. Но не нужно думать, что сейчас произойдёт чудо и я признаю Юпитер-21М победителем над лучшим зумом Canon. Советский фикс даже в подмётки не годится Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM, уступая ему во всём. Призрачная субъективная разница боке абсолютно не существенна в этом споре.
Общее впечатление, картинка
Общее впечатление: познакомился и ладно. При наличии в парке оптики любого штатного телеобъектива в этой бандуре нет необходимости. Объектив морально и физически устарел.
С другой стороны, Юпитер-21М — такая школа для начинающего фотографа, после которой вообще нет сложных задач. Если на Юпитер-21М получается снимать динамические сцены (я фотографировал футбол), значит остальное — семечки.
Юпитер-21М даёт достоверную картинку, требующую обработки в редакторе.