Георгий Пинхасов делом подтверждает то, что говорит на своих лекциях…
Вот такой пост в Инстаграм опубликовал Георгий Пинхасов:
По сути он сказал, что за короткую командировку отстрелял 20 тысяч кадров. Из которых отобрал всего полтора десятка достойных «пинхасовских» фотографий, которые и пошли в дело.
20 тысяч снимков — это больше, чем большинство фотографов-любителей делают на свой фотоаппарат за всю творческую жизнь! А тут за 2 недели…
Теория вероятностей вам в помощь
Есть такая иллюстрация бесконечности: дайте мартышке бесконечное количество времени и печатную машинку, по которой мартышка будет хаотично бить по клавишам. В условиях бесконечного времени есть 100% вероятность того, что мартышка напишет «Войну и мир».
Эту иллюстрацию бесконечности я переделал на свой лад: дайте мартышке фотоаппарат и заставьте по настоящему много раз нажать на спуск. Среди этих хаотичных кадров обязательно найдётся шедевральное фото (при достаточном количестве снимков). Не потому что мартышка научится фотографировать, а потому что в этом случае на её стороне теория вероятностей.
Я ни в коем случае не сравниваю Пинхасова с мартышкой. Но мы видим, что даже мэтру нужно достаточное (и весьма большое) количество снимков, чтобы из них выбрать достойные публикации в журнале.
Этот факт должен вселять в вас жизнеутверждающую энергию: если ваши фотографии не достаточно хороши, вполне вероятно, что вы просто мало фотографируете. И тут дело не в навыке, а в том, что мало фотографируя, вы пропускаете лучшее. В принципе, это даже не мои слова. Об этом Пинхасов говорит на мастер-классах.
Анри Картье-Брессон
И это, в свою очередь, говорили ему его учителя. Например, Анри Картье-Брессон. Оставивший после себя колоссальное количество негативов (по некоторым данным около 800 тысяч), из которых известными фотографиями стали с полсотни. Я уже неоднократно писал, что не верю в «решающий момент» Брессона. Это красивая история, но к Брессону имеет лишь то отношение, что он перенёс термин из военной науки в фотографию. Собственным подходом к работе опровергая решающий момент, но подтверждая необходимость снимать один сюжет большой серией, чтобы было из чего выбрать этот «решающий момент».
Брессон много снимал и в наше время агенство Магнум публикует его контактные листы, где наглядно видно как много Брессон делал кадров в серии, чтобы потом выбрать из них лучший и явить его миру.
Брессон такой не один. Все известные фотографы (Брюс Гилден, Дайдо Морияма) очень плодовиты и снимают буквально всё время. Для них задача состоит не в том, чтобы найти сюжет и верно его «взять». А уже потом отобрать лучший снимок. Но чтобы было из чего отбирать, у вас должно быть достаточное (а лучше чрезмерное) количество вариантов. Кстати, великие фотографии ещё и редактировали (не смотря на то, что они были сделаны на плёнку)!
Сергей Максимишин
Сергей Максимишин как-то обмолвился в интервью, что он изначально в выигрышных условиях по отношению к фотографам-любителям, потому что с фотоаппаратом 8 часов в день. Я в тот момент не понял о чём он толкует. Но со временам осознал, что Максимишин говорил о тех же вещах, что и Пинхасов, просто другими словами. Максимишин не просто 8 часов носит фотоаппарат на шее. Он по 8 часов в день снимает окружающую действительность и по той самой пресловутой теории вероятностей в его материале больше шедевров, чем у любителя, который пару раз в неделю выходит на прогулку с фотоаппаратом.
При этом Брессон (и Пинхасов) несомненно обладают чутьём «куда смотреть» и умеют отбирать материал из отснятого. Но это уже совсем другая история…
А смысл статьи в том, чтобы вы больше фотографировали. И я тоже!
В среднем за репортаж я снимаю плюс минус 1000 кадров. На фотопрогулку иду с конкретной целью: вот тот дом или тот памятник, а люди уже сами в кадр попадают. А вообще интересная статья.
Спасибо!
Вы думаете мы должны проникнуться уважением к человеку снимающему за неделю 20 тыс. Плюнуть в лицо хочется такому мастеру. Возьми видеокамеру и снимай кадрируй и вырезай.
Ну не знаю. Звучит так, как будто «нажимайте на кнопку, и из тысячи кадров будет один хороший». Для меня это про бездумное фотографирование. Тем более, если речь про пленку. Как пленочному фотографу много снимать, если тут вопрос себестоимости всплывает?