Как я начал фотографировать на фотоплёнку

пленочная фотография

Поделитесь с друзьями!

Мой совсем не тернистый путь в плёночную аналоговую фотографию. Будет интересно тем, кто пока не решился попробовать фотоплёнку.

Обо мне

Сергей Веснин, плёночный фотограф. Учу фотографировать на фотоплёнку (выбор плёнки, настройки камеры, максимальное качество итогового фото). Инстаграм, Телеграм-канал. Написать мне.

Заголовок у меня получился так себе. Потому что фотографы моей эпохи не «начинают», а «вспоминают» фотографировать на плёнку. Да-да, уважаемые +-двадцатилетние читатели, в моей жизни плёнка уже была. И была безальтернативной, потому что по-другому фотографировать было невозможно (на самом деле, мокрые пластины, кофейная гуща, прямая съёмка на фотобумагу была и тогда, но мы тут не извращенцы, а как бы нормальные фотографы). Сводная статья: какую плёнку выбрать.

Откуда я знаю про плёнку

В общем, в детстве и в юности я фотографировал на плёнку и было это не творчество, а банальная фиксация событий, как сейчас люди фотографируют на Айфоны. Идёшь на мероприятие с фотиком, щёлкаешь там всех подряд:

фотографии на плёнку вечеринка

А потом отдал в Кодак, тебе в пакете отсыпали фотографий:

плёночные фотографии в пакете кодак

А потом пришла цифра. Для меня это свершилось в 2004-м, когда я за бешеные $600 купил 5-мегапиксельную Конику-Минольту (модель не помню). Из тех, что теперь на Авито по 250 рублей никому не нужны.

Творить она позволяла условно (т.е., никак), но фиксировать действительность на крупных и средних планах могла. Почти сразу я завёл Canon EOS 400D. А дальше фотоаппараты сменялись быстрее, чем я к ним привыкал. Люди зовут это «прогрессом». А по мне — потреблядство.

Пока я вот так перебирал цифрозеркалки, со мной жил плёночный Canon EOS 50. Такое случается: иногда фотоаппараты сами заводятся в доме. Этот (прекрасный) образец современного плёночного фотоаппарата ездил со мной в красивые места «вторым». Ну, знаете, как это бывает: у фотографа рюкзак всякой техники и есть вот такой второй фотик, чтобы «его самого тоже фотографировали».

Плёнка покупалась по случаю, абы какая (вот, например). Фотографии печатались в ближайшей лабе и ни у кого не возникало вопросов к качеству этих фотографий. Это тянулось с 2011 по 2017-й года.

Эпопея с Fujifilm

fujifilm x-pro 1 hands

В 2014-м я очаровался магией Fujifilm. В моей жизни случился X-Pro 1. Потом X-T3. А потом я разочаровался в Фуджи.

Сейчас-то я понимаю, что искал в системе Fujifilm магию плёнки. А они, будучи похожими на плёночные фотоаппараты внешне, имитируя плёночные профили, оставались по сути цифровыми и не способны удовлетворить аналогового фотографа. Мне бы эти знания в 2014-м, метаний и разочарований было бы меньше!

Fuji стал лишним звеном в моей эволюции. Тупиковой ветвью.

Я уже стал плёночным фотографом?

Можно ли сказать, что в это время я «вернулся к плёнке»? Конечно нет! Я не разбирался в плёнках, не понимал процессов, не использовал преимущества фотоплёнки. Плёночный фотоаппарат был вторым (читай, запасным) с удобным байонетом EF, куда навинчивались все мои L-ки с Кэнона.

Пролетели годы, выяснилось, что мы вспоминаем события минувших тревел-дней с фотоальбомом на коленях. А фотографии с цифры вроде есть, а вроде их и нет. Уже как бы повод задуматься.

Когда я увлёкся фотоплёнкой

Только в 2019-м. Когда я нашёл в Волгограде почти умерший Клуб Плёночных Фотографов.

Я открыл для себя, что плёнки разные. Стал писать на них обзоры. Изучаю плёнку, читая советы бывалых, я прихожу к интересным способам выжать из плёнок максимум.

Это само по себе увлекает. А плёнка стала основным фотоматериалом. Не в абсолютном отношении, потому что, будучи спортивным фотографом, я делаю на соревновании больше тысячи цифровых снимков за раз на свой рабочий комплект. Плёнке тут не угнаться. Но любимым творческим и travel-must-have точно! Думаю, по моей Инсте это понятно.

В 2019-2020-х я путешествовал как философ: цифра + плёнка. Выяснилось, что плёночная фотография лучше и остаётся, а цифра хуже и… В общем, для меня(!) плёнка работает лучше. Видите, я поставил восклицательный знак в скобках? Этим я подчеркнул, что это работает для меня, а не для вас и для всего остального человечества. Поэтому, если, дочитав до этого места, вы почувствовали зуд в кончиках пальцев написать комментарий в духе «Плёнка сдохла, автор выдаёт желаемое за действительное», то не напрягайтесь. Меня уже столько раз полоскали в пабликах за мои статьи, что у меня выработался иммунитет.

В 2021-м я выезжаю только с плёнкой. И выхожу тоже. Для фотографии чего-то значимого я беру какую-нибудь плёночную камеру. Предпочитаю Canon EOS 1N для сессий, Canon EOS 3000 для слайда или семейство Olympus OM для ч/б фотоплёнок. Часто они заряжены одновременно.

2021 год закончил моё превращение. Теперь моя творческая фотография стала плёночной. Для всего остального есть Айфон.

Донат автору в благодарность: https://www.donationalerts.com/r/vesnin_sergey

Поделитесь с друзьями!

4 комментария

  1. Плёнка даёт психологически другое ощущение от съёмки. Ну и зоопарк камер, плёнок, процессов (проявки/скана) такой, что можно сравнить это с огромным ящиком с игрушками в детской комнате, — на любой вкус. Вот у меня другой путь относительно плёночной фотографии, — я, можно сказать, заново учусь снимать, сознательно ограничивая себя в материалах, — прохожу те же этапы, что и много лет назад, но теперь намного более осознанно. Раньше получить full-frame и большую фотошироту можно было только с пленки, а сейчас беззеркалки технически лучше по всем параметрам и фильтрами можно сделать любую картинку в том же Capture One. Поэтому технически можно выбрать пленку как нравится (можно две-три и т. д.), подготовить и свести пресеты, а дальше снимать на компактную цифру с тем же результатом, да ещё и с ISO 51200, которое не шумит. Но… Ящик с игрушками ещё не весь раскидан по полу детской комнаты :)
    Для себя вижу путь исключительно для души, — компактная беззеркалка с фиксом (типа Sony rx1) и плёночная СФ камера с набором оптики. Но это все дорого, поэтому чтобы себя как-то ограничить, снимаю на 35 мм Nikon F как единую систему, имею парк фиксов среднего уровня, от мануальных из 1970х годов, до современных AF-S G линз, плюс профессиональную ЦЗК и несколько плёночных камер разных поколений для аутентичности и совместимости внутри системы. Но в итоге все сводится к тому, что выгуливать все это порой некогда, а таскать все вместе тяжело и бессмысленно. Это я к тому, что под каждую задачу имеется верный инструмент, и съемка на 35 мм плёнку сейчас это тот случай, когда сам процесс является целью и задачей. Другое дело СФ, но это уже совсем другая история…
    P.S. С собой на повседнев ношу компактный зеркальный аппарат с 35 или 50 мм объективом и с чб плёночкой в 400 единиц внутри. Покрывает обычно все задачи, — довольно компактный, лёгкий и очень художественный сетап в довесок к смартфону. Легче, чем ФФ цзк, дешевле, чем ФФ беззеркалка, оптика системная светосильная безо всяких переходников, отличная автоматика и, наконец, сама тушка копеечная, не так жалко намочить под дождём, например, ловя кадр… То есть чисто технически таскать с собой больше подходит, а не философски :)

    1. Я сейчас предпочитаю плёночные EOS-зеркалки Canon. Автоматика, автофокус. Canon 3000 + Canon 40 f2.8. Условно карманная штука с идеальной экспозицией и оперативная насколько это вообще возможно.

      1. Вот то же самое с F75 + 35/2D, но в карман не лезет (это не блинчик).
        Имхо, для оперативности в кармане сильно лучше подходит хорошая автофокусная мыльница с тем же 35/2.8 типа Canon prima, тем более, когда снимаешь на закрытых дырках ;)
        Еще недавно я понял, что зеркальный видоискатель — не тру, — плохо контролируешь периферию, ловя момент, — для стрита очень важно, — второй открытый глаз не помогает. Также есть наблюдение, когда купил камеру без ремешка, — оказалось, что это очень удобно, когда она в руке, а не на шее висит. С плёнкой это все дёшево можно попробовать, отрегулировать технику под свои задачи, — всегда будет фулл-фрейм и цвет какой хочешь.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *