Зачем снимать на фотоплёнку в 2020-м?

Поделитесь с друзьями!

Мы живём в такое время, когда большинство фотографов родилось в эпоху цифровой фотографии. Зачем им сейчас фотографировать на фотоплёнку?

Вот типичная реакция на моё объявление про фотоплёнку (реальный комментарий):

Смысл в плёнке, если даже в мобильном Лайтруме можно наложить какие угодно фильтры и будет хоть плёнка хоть стекло. Да и вообще в преимуществе плёнки продолжают убеждать только самый упрямые фанаты, я уже думал такие лет пять назад давно исчезли.

Я, всего лишь высказал точку зрения насчёт якобы каких-то преимуществ съёмки на плёнку. Они существуют только в головах адептов. Это примерно тоже самое как и у аудиофилов, которые убеждены что по золотым кабелям звук передаётся лучше чем по обычным медным. Ну прогуливали люди физику в школе, чтож поделаешь. Примерно так же и с плёнкой.

Разберёмся…

Для начала: я вас не убеждаю перейти на плёнку. Я не пропагандирую плёночную фотографию. И всё нижесказанное — моё субъективное и до крайности однобокое суждение. Я основываюсь на собственных ощущениях.

Ещё один момент: я фотографирую на фотоплёнку в постоянной манере и даже продаю фотоплёнку в Волгограде и отсылаю её в другие города. Но на цифровой фотоаппарат я всё-равно снимаю чаще и больше.

Подпишитесь на мой плёночный Инстаграм.

И последнее: читайте мои обзоры фотоплёнок и любуйтесь на примеры фотографий.

А теперь поговорим про плёночную фотографию в XXI веке

Зачем фотографируют на фотоплёнку в 21 веке? Я считаю: чтобы без обработки, «из коробки» получить вот такой результат:

Andrey Marudenko
Максим Паркер
Илья Илюхин
Rustam Aliev
Vadims Barisons
Василий Храбан
Andrey Melekhin

Обратите внимание на цвет, динамический диапазон, оттенки и пластику. Такое можно сделать с цифровой фотографией. Возможно, вам даже покажется простой такая задача. Возможно, даже, что кто-то из моих читателей яйца выеденного в этом не видит и каждый божий день готовым пресетом «жарит» RAW вот в такие классные фотографии. Возможно. Но не я.

Я не люблю сидеть в редакторах. Мне не нравится Photoshop своим извращённым интерфейсом и логикой. Мне жаль своего времени на эту чушь.

Я считаю, что вся (именно вся) современная обработка и ретушь в цифре стремиться к одному — повторить плёночную фотографию. Вижу, что самая качественная и дорогая ретушь — по факту выглядит как рядовая плёночная фотография, сделанная на профессиональную плёнку типа Fujicolor Pro 400H. Цифровым ретушёрам не на что больше ориентироваться. Только примеры из плёночной эпохи. Странно, но я только недавно это понял.

Я вижу, как модные инстаграмщики продают свои сеты пресетов. Вижу уроки по ретуши, где штампиком замазывают поры на коже из-за того, что современные объективы теперь резкие как понос и с откровенностью микроскопа выволакивают на всеобщее обозрение дефекты кожи. И мне смешно. Потому что результат всех этих манипуляций можно получить бонусом. Бесплатно. Даром. В довесок. Если фотографировать на старенький плёночный фотоаппарат за 20 тысяч рублей.

И я понимаю фотографов, кто любит ретушь. Их тянет к корням, к той фотографии, которую они видели в альбомах родителей и старых журналах. Этим людям противно видеть исходный RAW из цифрозеркалки. Я и сам такой. У меня чешутся руки что-нибудь сделать с исходниками из цифрового фотоаппарата.

Чистая ровная кожа, правильный скинтон и художественная обработка — это уже в коробочке с плёнкой. Плёночную фотографию не нужно обрабатывать. Её нужно правильно приготовить и вы будете радоваться результату по факту.

Фотоплёнка сделает из тебя фотографа (это не точно)

Фотоплёнка заставляет думать. Она сделает из посредственного фотографа хорошего. Или не сделает. Это как повезёт. Но что точно могу сказать: у вас не будет столько денег, чтобы строчить на плёночный фотоаппарат как на цифрозеркалку или Айфон. Вы будете думать перед каждым кадром: а не х…ню ли я делаю? Нужен ли мне этот кадр или нет тут ничего?

Это подход зрелых фотографов. Которые и на цифре делают минимум кадров. Плёнка учит прагматичной фотографии, учит «видеть». Учит художественному вкусу.

Научит ли конкретно вас, не знаю. Это зависит, в общем-то, не от плёнки. Фотоплёнка — лишь ограничение, которое необходимо, чтобы запустить этот процесс. Сама по себе она не делает человека фотохудожником, тому пример фотоархивы наших родителей. Но я считаю, что плёнка — один из самых простых способов заставить себя развиваться как фотографа. Я фотографирую на плёнку отчасти и поэтому.

Заметьте!

Я в своей статье не затронул такие прелести плёночной фотографии, как мануальная механическая техника, ручная магия проявки и эффект ожидания результата (когда уже забыл что фотографировал это).

Всё это мне тоже нравится. Но не определяет мою любовь к плёнке. Я предпочитаю механическим фотоаппаратам электронные плёночные тушки Canon, Nikon, Minolta, Pentax. И современные автофокусные объективы. Это исключительно потому что не нашёл «свою» механическую плёночную камеру. Полагаю, Leica дождётся меня. И я распродам всё остальное. Пока же механика, которую я юзал, мне не зашла.

Что касается магии проявки, то здесь я полный невежда и предпочитаю проявлять в фотолабораториях с последующим сканом плёнки.

Про ожидание результата и вовсе скажу, что самый предпочтительный для меня вариант получения плёночных фотографий — через час как снял. Чем быстрее я их получаю, тем лучше себя чувствую.

Это моё мнение. У вас может быть и другое отношение к плёнке. Что фотоплёнка — это дорого, трудно, непонятно. Что фотоплёнка ушла навсегда (нет).

Сколько стоит одна плёночная фотография

1 кадр фотоплёнки Kodak Portra 400 стоит:

  • Купить — 35 рублей.
  • Проявить — 3,5 рубля.
  • Отсканировать — 8 рублей.
  • Итого: примерно 45 рублей.

Дорого? Фотоаппарат у вас бесплатный (от дедушки) или условно бесплатный (100-20000 рублей). Из расходки — только плёнка.

Сравните даже просто со смартфоном: купили за Айфон на 70 тысяч, продали через 3 года за 25 тысяч. За год он теряет в цене 15 тысяч. На айфон вы сделаете за год миллион фотографий. А сколько из них дороги для сердца? Десяток-то наберётся? Ладно-ладно! Пускай у вас 100 замечательных «бесплатных» фотографий в iCloud. Постойте! Как это бесплатных? За каждую фотографию вы заплатили 150 рублей амортизации своего Айфона. Простите, что я так жесток) Но цифровые фотографии никак не назовёшь бесплатными. Они совсем не бесплатные, а очень даже дорогие!

Почему я фотографирую на плёнку

Я не хотел причинить вам боль. И вообще не буду больше про деньги. Фотография для души — это вообще не про деньги. Плёночные фотографы денег не считают.

Вот вам моя история, мой опыт, который объясняет мне почему плёночная фотография лучше.

Я люблю путешествовать и фотографирую в путешествиях. Рядовая поездка — это рюкзак с цифровой техникой (ни разу не любительской) и плёночная камера с 1-2 фотоплёнками.

Я привожу из недельной поездки 2000-3000 цифрофоток и проявляю пару фотоплёнок. С цифры мне нравится меньше одного процента. А с плёнки — всё. На фотоплёнку сделаны самые классные и самые душевные кадры.

Я серьёзно думаю больше не фотографировать в путешествии на цифру, а снимать на неё видео. Для фотографии есть плёнка)

Вывод

Я не убеждаю вас перейти на плёнку. Я попытался резюмировать в статье то, о чём говорю со своими покупателями фотоплёнки. Что они мне говорят, а не я им) Ко мне приезжают разные люди и причины у них тоже разные. Многие просто балуются или хотят произвести впечатление на каком-нибудь мероприятии. Есть среди них хипстеры, которым вдруг стало можно иметь в кармане пленочную мыльницу самого паршивого пошиба.

Но чаще плёночные фотографы имеют какой-то бэкграуд: профессионалы или в прошлом много занимались плёночной фотографией. Как правило, они не отрицают цифровую фотографию. Как и я. Просто для них это разные миры. У плёночной фотографии своё назначение: когда хочется фотографировать для себя, для души, ради процесса.

Продолжение

Поделитесь с друзьями!

25 комментариев

  1. Сам тоже с удовольствием фотографирую на пленку (параллельно с цифрой), но с недавних пор исключительно на средний формат (Яшика и Хорсман, в мечтах о Хасселе)))), так как в узкаре все-таки не вижу смысла, да цвет, да дд итп, но на среднем все еще недостижимое для цифры качество как математически, так и фактически, да и толщина эмульсии на СФ пленке по ощущениям (не проверял, чисто «кажется») толще, а это критически важно

  2. Замечательно аргументировано, спасибо за единомыслие…Видимо пленке уготована та же судьба, что когда-то полотну картины по отношению к цветной пленке…

  3. Ваши фотографии на плёнку ни по цвету, ни по динамическому диапазону меня не убедили. Я снимаю на цифру и перед съёмкой стараюсь выставить настройки так, чтобы цвета, оттенки, этот самый диапазон (кстати, для увеличения ДД в цифре имеется режим HDR, а на плёнке нет), выставляю ISO и баланс белого (на плёнке их тоже тяжело изменить) были наиболее естественны. А если результат не понравился, то только тогда редактирую в программе Rawtherapee. И ориентируюсь ни в коем случае не на цветную фотоплёнку, а на то, как вижу глазами.

    1. Сережа мальчик мой.вы в самом начале своего творческого пути.Не спешите описывать выводы своего не созревшего взгляда.-HDR, а на плёнке нет), выставляю ISO и баланс белого)))Зайдите на ФЛИКР-35 ФОТО.(Пишите .что не плохо глаза видят)Вот если цифра для вас.как для художника круче.Бросайте фигней занятия.

      1. Обожаю когда анонимы приходят и тычут мне «мальчик»))) Послушайте, «дядя», мне ваши советы да мнение с высоты до фени. Гуляйте и раздавайте их другим. Например на Фликр-35. Там, видать, таких умников не любят, раз вы ищете места где блеснуть. «Мальчик»… Встретиться бы с вами, да посмотреть на «дядю». Глядишь, «мальчик» окажется выше на голову, пошире в плечах, постарше, да поопытнее (HDR-ISO-ББ). И да, я бываю резок. Не всех же «дядь» мне облизывать в комментариях.

        1. Сергей Веснин-Вы не внимательны.)))Ответ не для Вас.С уважением Добрый Дядя.

  4. Все фотографии, что вы показали, можно с таким же результатом, без обработки, сделать и на цифру. Дело в умении. Посмотрите Сахарова, Зотова. Для постижения искусства фотографии нужно учиться грамотно управлять светом. Снимающих много, фотографов мало, одни дизайнеры да ретушеры. Пленка не добавит художественности сама по себе, а геморроя много с ней. Те, кто застал еще пленочную эпоху, ни за что сегодня на пленку не хотят снимать — понимают всю возню эту. Пленка сегодня для или совсем крутых фриков, или для малолетних выпендрежников.

    1. Как категорично! Вас же никто не тащит за уши) «Ни за что не хотят» — это как приговор. Хорошо, что они не читают здешние комментарии!

      1. Как же смешны такие яниянкины )) категоричность признак не особо высокого интеллектуально развития, как раз примерно на уровне малолетних выпендрежников )
        Кому макдак ок, тому непонятны более тонкие вкусы и за что там платить в ресторане. Имея никон д 850, что не самая бедная камера по дд я снимаю и на старый пентакс ме супер и счастлива что Кодак восстановил производство эктахром, тихо надеясь что может и кодахром однажды вернется. Я бы вот поменяла свой никон не думая на один единственный свежий ролик кодахрома с возможностью родной проявки, только это невозможно ни за какие деньги.

  5. Можно ходить кушать в кафе и не заморачиваться, а можно уметь вкусно готовить, делать это и получать удовольствие. Тому, кто не познал прелести темной ванной, никогда не проявлял пленки и не печатал отпечатки оптическим методом (магическое появление изображения на фотобумаге) — будет трудно понять зачем всё это. Если не видеть разницы, то и незачем. Я — вижу. И по этому мой выбор — пленка. Спасибо.

  6. Сергей, а о какую именно Лейку хотели бы себе?
    Они же все с видоискателем…
    Думаю, из за бешеного развития мобильной, как многие называют вычислительной, фотографии, совсем скоро странно будет смотреться человек с цифро-зеркалкой/беззеркалкой.
    Фотографам-эстетам придется перейти на пленку, чтобы оставался смысл таскать с собой камеру с нормальным объективом.
    Как считаете?

    1. Здравствуйте, Георгий! Конечно, мне хочется Лейку посвежее. Но цены…
      Вы правы, человек с фотоаппаратом УЖЕ воспринимается с удивлением. Если фотоаппарат, значит профи. Исключения — туристы.
      Очень может быть, что плёнка поможет и в эмоциональном плане приверженцам фотоаппаратов продолжать любимое дело. Попробую развить вашу идею в очередной статье)

  7. Если кто-то увидев «снятое на пленку» в инстаграме говорит «да ерунда, на цифре тоже так можно» — я улыбаюсь, ибо знаю, что то, что дает аналоговая технология, в принципе нельзя сосканировать и показать в инстаграме. Физически не выйдет. В инстаграм «можно так же на цифру», да. А вот на полстены фотография с пленки и цифры — будет разница, не лучше-хуже, а РАЗНИЦА. Это просто другое, иные переходы тона, стохастический растр пленочного зерна — не то же самое, что цифровой шум. Пленка, это не про разрешение в линиях-на-миллиметр, а в абсолютной уникальности и невоспроизводимость на 100% каждого снимка. Пройдет время, пленкография станет элитарным искусством для узкого круга. Очень, очень дорогим. Гораздо дороже, чем сейчас.

    1. Даже в Инстаграме видна разница. Я снял одну и ту же сцену последним Айфоном и на пленку. Айфон, разумеется, склеил HDR, но даже так не смог как пленка. Цифровой фотоаппарат справился бы еще хуже.

      1. Вообще-то, «динамический диапазон» (то есть фотоширота) слайдовых пленок — не больше, чем у айфона. Но если вы сосканируете на приличном сканере негатив… там ого-го «динамический диапазон»-то …)) однако, в чистом аналоговом цветном процессе, есть ограничение: от примерно -2EV до +2EV — то есть около 4-4,5 ступеней. Закаты/рассветы таки проще айфоном) правда, я имею в виду, говоря про iPhone, съемку в DNG через Lightroom. То, как он делает джипеги, меня принципиально не устраивает.

          1. Вот я сам так и не освоил сей гибридный процесс: в свое время, чтобы обзавестись цифрой, в начале 2000-х продал все пленочное. Не было этапа перехода, не было и позже сканера. Видел, что другие добивались (и добиваются) супер-качества сканируя негативы, ну, могу лишь завидовать) процесс сканирования очень долгий, кропотливый, одну только пыль удалять — это ж с бубном-то как надо плясать ))) а когда печатали напрямую с пленки, знаете, как боролись с пылью? Да элементарной ретушью)) я фломастером закрашивал на черном) даа, лет 20 тому назад была золотая эпоха пленки. Она была дешевая, печать доступная. Скажем, в 2001 году ролик пленки негатив стоил 1,6-3,5 доллара, проявка 0,6, а печать 10х15 — 0,15-0,25 доллара! Нынешние цены несравнимы!

  8. Не фотограф. В рамках NGO роблю криміналістичні фото. Доказового значення фото не мають, але фіксують місце, час, дату та обстановку. В суді прямо не використовую. В принципі як і аудіозаписи. Використовую старий розбитий цифровий Olympus який купив за копійки. Також є дідівський «Київ», але їм користуюсь мало бо плівка у моєму місті не продається та дорога. Фотографії на Olympus майже безкоштовні оскільки потрібно аккомулятори заряджати. Фотоапарат не зменшується в ціні бо і так дуже дешевий.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *