Fomapan 400 — контрастная чёрно-белая фотоплёнка с выраженным зерном. Надеюсь, мой всесторонний обзор этой плёнки не покажется затянутым. Я действительно погрузился в Фому и мне есть что сказать.
Я — Сергей Веснин, плёночный фотограф. Вот мой интернет-магазин фотоплёнки Filmoza.
Я продаю фотоплёнку на Авито: https://www.avito.ru/volgograd/fototehnika/fotoplenka_tsvetnaya_i_chb_kodak_fuji_ilford_foma_2107419222
Сводная статья: какую плёнку выбрать.
Подпишитесь на мой плёночный Инстаграм.
Все обзоры фотоплёнок:
- Kodak Color Plus 200
- Fujifilm Superia X-TRA 400
- Kodak Pro Image 100
- Kodak Ultramax 400
- Kodak Portra 160
- Kodak Portra 400
- Kodak Ektar 100
- Kodak Ektachrome E100
- Fujicolor C200
- Fujicolor Pro 400H
- Fujichrome Velvia 50
- Тасма НК-2
- А-125
- AGFA Aviphot Pan 200
- Fomapan 400
- Konica Centuria Chrome
- Ilford Delta 100
- DubbleFilm Daily 400
- ILFORD HP5+
- CineStill 800T
Примеры моих фотографий на Fomapan 400:
Фотографировал на Canon EOS 1N + CZ 50 1.4. В тёмных сценах я открывал диафрагму на полную и промахивался по фокусу. Я уже писал, что так лучше не делать, но другого способа нормально проэкспонировать плёнку у меня не было.
Вот примеры фотографий на Olympus OM-2 c объективом Olympus OM Zuiko 50/1.4:
Вот примеры фотографий на Nikon F90 c объективом AF Nikkor 50mm f/1.8D:
Впечатления
Fomapan 400 — контрастная плёнка с отличной детализацией. Я получил резкие кадры там, где правильно сфокусировался. Эта плёнка достаточно контрастна даже в тени. А на солнце вам следует быть осторожными, если вы хотите сохранять детали и мягкость на лицах. Я бы сказал, что Fomapan 400 не подходит для съёмки портретов в яркий солнечный день. Вот что получается с лицом в полдень:
В пасмурный день или в тени свет лежит на лице лучше и Фома 400 показывает себя во всей красе:
У этой плёнки на 35 мм явно выраженное зерно. Имейте ввиду, что ваши фотографии будут зернистыми. Поэтому лучше всего на неё получаются крупные планы, где зерно украшает объект съёмки. Если вы расположите объект съёмки далеко, он получится маленьким и зерно съест детали.
Я сумел получить тот замечательный ореол, который приписывают этой фотоплёнке. Лучше всего он проявляется вокруг источников света в ночных фотографиях. Точно так же светятся и лица при удачном стечении обстоятельств. Это фишка Fomapan 400 и такой художественный приём разнообразит съёмку. Если вам грозит ночная съёмка или ваши сцены будут насыщены сильно освещёнными пятнами, попробуйте Фому 400 для экспериментов с ореолом.
Мне понравился сравнительно узкий динамический диапазон этой фотоплёнки. Я ищу в черно-белой пленке некое упрощение картинки сокращением полутонов. Так получаются фотографии с чётко очерченными пятнами теней и пересвета. Foma 400 создает очень тёмные области, что мне нравится.
Когда плёнка мягкая, фотографии получаются богатыми на оттенки серого и от этого мне меньше нравятся.
Если вам не нравятся контрастные фотографии, если вы ищете максимум деталей в тенях и светах, фотографируя на ч/б плёнку, Fomapan вам не подойдёт.
Этой плёнке приписывают хорошую контурную резкость. Я не берусь доказать это или опровергнуть.
Этой плёнке приписывают характер Kodak середины 20-х годов прошлого столетия. Если вы тащитесь от картинки классиков фотографии, вы получите её на Foma 400.
Хороша или плоха плёнка Fomapan 400? Я считаю, что только просроченные плёнки плохие. А свежие все хороши. Иначе их не было бы на рынке, потому что их никто не покупает. Фомапан 400 хорош для своего дела — делать контрастные снимки там, где это уместно и насыщать кадр зерном. Геометрия, минимализм, портреты не на солнце, макро. Я бы так обозначил области её применения. Что, конечно, не руководство к действию, потому что в умелых руках Foma 400 сделает любой жанр.
Её доступная цена делает эту плёнку отличным вариантом на каждый день. Fomapan 400 напоминает олдскульный Tri-X своей тональностью и контрастностью.
Технические аспекты
Fomapan 400 не маркирована DX-кодом. Если ваш фотоаппарат не позволяет выставить чувствительность плёнки руками (так устроены почти все мыльницы), то техника автоматически проэкспонирует пленку с ISO 100. Т.е., довольно сильно её пересветит. Не факт, что вам понравится результат. Поэтому владельцам мыльниц лучше не покупать Fomapan 400.
Фотографии на Fomapan 400 других фотографов
м
Если вы в Волгограде или Волжском, вы можете проявить и оцифровать у нас свои плёнки.
Сергей, спасибо за Ваш труд, обзоры плёнок это редкость, но большая польза — я как любитель после проявки всегда гадаю, всё ли верно сделал, а теперь есть с чем сравнить и сделать выводы!
Пожалуйста, Михаил! Рад, что читаете)
Так же хотел бы поблагодарить Сергея в его столь полезном деле в русском, да и не только интернете. Радует так же обилие прилагаемых качественных и художественных примеров, чтобы точнее понять, что за пленка, которую собираешься покупать. Сам недавно думал брать ещё одну такую Фому (по счёту у меня вторая) к своей первой Фоме, совсем недавно отснятой и ожидающей своего часа проявки в хорошем месте. Сомневался (купился на менее впечатляющие примеры Фом из интернета и, на, мол, не внушающий высоких надежд низкий ценник), взял в итоге Илфорд с меткой, конечно же,
чтобы «Профешнл». Но всё-таки! А зря ж сомневался то, теперь точно уверен, что буду брать ещё этого Фому. А потом, пожалуй, ещё:)
Спасибо вам, Михаил! Удачных вам фотографий!
Купил Fomapan 400, экспонировал как 200 в относительно солнечный день. После проявки оказалась малоконтрастной. Вы пишете, что она контрастная, я этого не заметил. От чего это может зависеть?
Спасибо за статью, люблю ваш блог!
Подскажите, а сильно данная пленка отличается от версии на 200? Разумеется, кроме светочувствительности;)
Здравствуйте! У 400-ки больше ДД. Но и зерна заметно больше.