Одна из старейших в мире чёрно-белых фотоплёнок — ILFORD FP4 Plus 125. Такая ли она, как говорит производитель?
Обо мне
Сергей Веснин, плёночный фотограф. Учу фотографировать на фотоплёнку (выбор плёнки, настройки камеры, идеальные итоговые фото). Один час видео консультации и вы будете снимать на плёнку профессионально. Написать в Телеграм, WhatsApp.
Мои паблики
- Мой плёночный инстаграм: обзоры и примеры фотографий на разные плёнки.
- Телеграм-канал: советы сообщества и новости аналогового фото.
Все обзоры фотоплёнок:
- ILFORD FP4 Plus 125
- Kodak Color Plus 200
- Fujifilm Superia X-TRA 400
- Kodak Pro Image 100
- Kodak Ultramax 400
- Kodak Portra 160
- Kodak Portra 400
- Kodak Ektar 100
- Kodak Ektachrome E100
- Fujicolor C200
- Fujicolor Pro 400H
- Fujichrome Velvia 50
- Тасма НК-2
- А-125
- AGFA Aviphot Pan 200
- Fomapan 400
- Konica Centuria Chrome
- Ilford Delta 100
- DubbleFilm Daily 400
- ILFORD HP5+
- CineStill 800T
- Agfa APX 400
На чём тестировал фотоплёнку ILFORD FP4 Plus 125
Canon EOS 3000N + Canon EF 40 mm F/2.8 STM. Проявка и сканирование — Karmir Belgrade.
Я доверяю экспонометру моего фотоаппарата. Это лучший экспозамер, на который можно рассчитывать. И я уверен в проявщиках и сканерах Karmir Lab. Я убеждён, что получил тот самый результат, что был задуман инженерами ILFORD FP4 Plus 125.
Примеры моих фотографий на фотоплёнку ILFORD FP4 Plus 125
Как снимают на ILFORD FP4 Plus 125 другие фотографы
Интересная информация про ILFORD FP4 Plus 125
Вот эта цифирь 4 после FP и приставка PLUS означает, что перед нами четвёртое модернизированное (по сути пятое) поколение одной и той же эмульсии. Буквы FP — это аббревиатуры первого и третьего слова из полного её исторического названия Fine Grain Panchromatic roll film.
Всё началось в 1935-м году! Скоро этой плёнке исполнится 100 лет. Перед нами патриархальная фотоплёнка из той эпохи, когда фотожурналисты снимали на плёнку для печати снимков в газетах.
Чувствительность 125 единиц отсылает нас к прошлому плёнок. На заре нормальным было иметь ISO 64 и 125 в соответствии с ISO 6:1993. Это стандартная шкала удвоения для киноплёнок. Вот почему у Kodak Vision ISO 250 и 500.
У этой плёнки классическое объёмное зерно, с момента запуска её в 1935-м.
Если вам нужны графики, то вот они.
Впечатления от фотоплёнки ILFORD FP4 Plus 125
Давайте почитаем что производитель пишет про свой продукт:
Мелкое зерно, средняя контрастность и выдающаяся резкость.
Я вижу на своих и чужих снимках, что:
- ILFORD FP4 Plus 125 — это по-настоящему контрастная фотоплёнка.
- Да, она резкая. Отлично передаёт детали.
- Зерно мелкое, бесспорно. Но его видно лучше, чем, например, у ILFORD Delta 100.
- Передаёт достаточно информации в светах и в тенях, хотя те могут быть уже погранично экстремальны.
Поэтому я ставлю под сомнение слова производителя. Возможно, в 1935 году эта информация была актуальна. Все производители плёнок старались сделать плёнки поконтрастнее, чтобы газетные снимки были более выразительными. И ILFORD FP4 Plus 125 на их фоне мог выглядеть средне-контрастным.
Но в наше время существует много «плоских» ч/б плёнок (например, Agfa APX 400). Которые дают малоконтрастное изображение и на их фоне ILFORD FP4 Plus 125 выглядит монстром контрастности.
Поэтому я считаю для себя ILFORD FP4 Plus 125 высококонтрастной плёнкой, требующей дополнительных усилий когда оцениваешь перспективность сцены для ч/б. Можно переборщить с контрастом и получить невразумительный результат.
Это особенно актуально для потретной фотосъёмки, которой я отдаю предпочтение. На средних и общих планах контраст и заметное зерно добавляет грязи лицам и мне это не нравится.
Но на крупных планах плёнка ведёт себя образцово. Контраст облагораживает крупно плановые портреты, а зерно уже не портит, а добавляет коже плёночного флёра.
Что касается архитектуры и пейзажей, то здесь проблем нет. Резкое контрастное изображение тут только в плюс.
Не смотря на сильный контраст, ILFORD FP4 Plus 125 не теряет полностью детали в светах и тенях. Это плюс плёнки. К сожалению, контраст часто приводит к тому, что нам приходится мириться с тем, что в светах (например, небо) у нас просто ровный белый. А в тенях чернота. ILFORD FP4 Plus 125 неплохо справляется с этой задачей.
Напомню, что ILFORD FP4 Plus 125 выпускается во всевозможных форматах. От 35 мм до 20х30 дюймов. Разумеется, на больших форматах вы вообще не увидите никакого зерна. Зерно ведь не меняет размеров в зависимости от формата плёнки, зерна всегда примерно одинаково на квадратный сантиметр. Поэтому когда вам сканируют средний формат (Тип-120), на скане зерна почти не видно. А на сканах с какой-нибудь полукадровой камеры зерно на вас буквально выпрыгивает.
Ровно так же может получиться и с контрастом/деталями в тенях и светах. На больших форматах контраст будет не таким радикальным и, конечно, детализация и резкость будут выше.
В ту пору, когда производитель писал характристику ILFORD FP4 Plus 125, он учитывал большие форматы, а не узкую плёнку. Большие форматы были популярнее.
Выводы
ILFORD FP4 Plus 125 — плёнка со своим сложившимся почти за 100 лет характером. Контрастная, с заметным, но мелким зерном, хорошо передающая детали в светах и тенях и резкая.
Я бы хотел поработать с ней побольше, чтобы получить более глубокое и осмысленное впечатление. Один ролик не даёт полной картины. Тестируя эту плёнку в разных условиях, я наработаю нужный опыт и сложу полную картину.
Останавливает тот факт, что я предпочитаю цветную плёнку. И то, что, будучи чёрно-белым, ILFORD FP4 Plus 125 не дал мне чего-то такого, что бы зацепило за живое. Считаю ILFORD FP4 Plus 125 хорошей ч/б плёнкой, которая, уверен, подойдёт любителям качественного ч/б. Но лишённая какой-то изюминки.
Донат автору
Понравилось что я делаю? Поддержите автора:
Сбер: 5469110010650851
USDT: 0xa5d929c01ba17046500ae2543359db5f07af8e83
P.S.
Напоминаю, я учу фотографировать на плёнку и консультирую онлайн.